Кто такой CDO и что он делает?
Основными задачами директора по цифровым технологиям CDO/CDTO (Chief Digital Technology Officer), или, как его еще могут называть, CIO (директор по IT), являются:
- коммерциализация и цифровая монетизация (что отметили 37 % респондентов);
- развитие долгосрочной продуктивной стратегии и инновации (29 %);
- улучшение операционной эффективности и автоматизации (29 %).
В России эту должность занимают в основном мужчины в возрасте от тридцати пяти до сорока пяти лет (моложе, чем на Западе). В подчинении у CDO обычно находится коллектив в десять–пятьдесят человек, но около 10 % респондентов также сказали, что управляют командой в сто–пятьсот человек. Рынок CDO пока трудно назвать зрелым, хотя формирование идет не первый год, отсюда и появляется разброс в численности команд, обязанностях и целях, которые ставит перед CDO компания. Но что уже можно сказать точно, так это то, что роль CDO заключается не столько в технической экспертизе, сколько в лидерстве и принятии решений.
Зарплата на позиции директора по цифровым технологиям тоже варьируется и зависит от размеров и амбиций компании. На Западе она в среднем составляет от 180 000 до 250 000 евро. Если это глобальный CDTO в крупной компании, то его зарплата может варьироваться от полутора до трех миллионов долларов. В России этот показатель составляет от 700 000 до 1 000 000 рублей для средних и крупных компаний.
Ожидания от позиции CDO и реальность, с которой пришлось столкнуться
Больше половины опрошенных директоров сказали, что являются первыми, кто занимает эту позицию в своей компании. Из них две трети были назначены на эту роль извне, то есть прежде не занимали никаких должностей конкретно в этой фирме. Остальным же удалось дорасти до CDO в рамках своего предприятия. По сути, те, кто сейчас работают директорами по цифровым технологиями, являются первопроходцами в этой сфере. Вероятно, с этим и связано то разнообразие задач, которые приходится решать CDO.
Только для 39 % респондентов позиция CDO оказалась такой, как они и ожидали. Но, несмотря на это и на те трудности, с которыми пришлось столкнуться, 87 % CDO согласились бы занять эту позицию снова, а 72 % полагают, что будут оставаться в этой роли через год.
Операционная деятельность или формирование культуры?
Многие из директоров отметили, что цифровую трансформацию проще реализовать в компании, которая готова внедрять инновации. Правда, готова к этому лишь треть. Из-за этого перед CDO встает задача не только ввести цифровые технологии в привычный рабочий уклад, но и сформировать определенные убеждения у коллег. Около 70 % опрошенных директоров сказали, что разрушить внутренние барьеры и стать лидером цифровой стратегии оказалось гораздо сложнее, чем представлялось изначально.
Хотя в России изменение культуры не кажется для CDO очень большой проблемой, и зачастую решается она не в первую очередь. Более половины директоров уделяют больше времени операционной деятельности, и лишь 13 % респондентов стараются балансировать между евангелизацией и непосредственным внедрением инноваций. На Западе ситуация принципиально другая: там 54 % CDO стараются посвятить больше времени формированию новой культуры, а треть распределяют время между этими двумя задачами поровну.
В силу новизны позиции пока трудно оценить, какой из подходов более эффективный. Но со стороны исполнителя CDO отметили, что для успеха в осуществлении цифровой трансформации им нужны поддержка и доверие со стороны совета директоров или гендиректора, а также свобода принятия решений.
Карьерные перспективы
Допустим, несмотря на все преграды переход к цифровизации внутри компании все же состоялся, команда сформирована и цифровые технологии плотно вошли в жизнь компании. Встает вопрос о том, какие следующие карьерные высоты может взять CDO. Большая часть директоров отметила, что рассмотрела бы ту же позицию директора по цифровым технологиям, но в другой компании или стартапе.
В роли главы компании себя видят лишь 18 % респондентов, хотя сложно сказать почему. Позиция CDO вполне могла бы стать одним из шагов на пути к тому, чтобы возглавить компанию. Или же роль директора по цифровым технологиям может слиться с CIO, не зря же среди CDO много выходцев из сферы IT. Не исключено и то, что директор по цифровым технологиям будет развиваться в ключе управления всей стратегией и инновациями.
Без ответа пока остаются и вопросы о том, будут ли компании взращивать CDO внутри своих коллективов или предпочтут искать людей на рынке, но если и так, то какие компетенции будут более привлекательными? Этот вопрос пока тоже остается загадкой.