12 августа 2021
Статья

Как вырасти в «единорога»: Global Shift Expedition. Portugal

Как стартапу обеспечить надежный рост и конкурировать в ускоряющемся новом мире? Эксперт программы Global Shift Expedition. Portugal Мануэль Танжер рассказал, как использование экспоненциальных технологий позволило португальским компаниям достичь статуса «единорогов».
Как вырасти в «единорога»: Global Shift Expedition. Portugal
Источник: Annie Spratt on Unsplash

Рост — это, наверное, та фаза, которую стартапу сложнее всего пережить. Одна из важнейших характеристик, на которую следует обратить внимание, — это сила концентрации. Если с самого начала методологически делать акцент на процессах, то справиться с бóльшим количеством клиентов, с бóльшим числом каналов коммуникации, с бóльшим количеством сотрудников становится проще. 

Попытка охватить все возможности разом и отсутствие фокуса приводит к «взрыву». Чтобы его контролировать, стартап должен быстро обучаться — оперативно проходить циклы узнавания, обучения, тестирования и так далее. С самого первого дня вам понадобятся дашборды, инструменты обработки, подсчета данных и показателей OKR, эксперименты и серьезный, упорядоченный подход к ним. У большинства компаний-единорогов тоже были трудности роста. Но благодаря трансформации бизнес-модели и переходу к ЭксО они научились расти непропорционально числу сотрудников и изменили рынок. В качестве примеров рассмотрим кейсы компаний OutSystems и Farfetch.

OutSystems и Farfetch

OutSystems — это надежная и гибкая low-code платформа для разработки корпоративных мобильных и веб-приложений, которые разворачиваются в локальной или в гибридных средах. На создание приложения обычно уходит от трех до восьми месяцев. С OutSystems это время сокращается до нескольких недель — компания использует множество знакомых нам инструментов, таких как эксперименты, алгоритмы и модули искусственного интеллекта. Кроме того, большой вклад вносят разработчики open source проектов, что дает OutSystems возможность расти экспоненциально без необходимости самостоятельно писать код с нуля. Все вместе эти инструменты позволяют сократить количество людей, задействованных в разработке приложения, и тратить меньше усилий и времени по сравнению с тем, что предлагают конкуренты. 

Сегодня OutSystems — IT-гигант, компания-единорог с миллиардной капитализацией, растущая ежегодно на 60 %. Но этот успех пришел к португальскому стартапу не сразу — после более чем сорока предложений, которые CEO компании Паоло Росадо сделал потенциальным инвесторам и в конце которых он часто получал ответы «невозможно» или «безумие». В 2004 году аналитики говорили, что OutSystems не просуществует более трех лет, потому что рынок будет съеден IBM и другими гигантами. Но экспоненциальные организации почти по определению мыслят масштабно, и это неслучайно: если компания мыслит ограниченно, она вряд ли будет реализовывать бизнес-стратегию, которая позволяет ей достичь глобального масштаба. 

Когда ваш бизнес продает широко известный продукт, вы знаете, что в бóльшей или меньшей степени спрос все равно будет. Но если ваша сфера деятельности, например, электромобили — предположение о спросе меняется. При выходе на рынок с совершенно новым продуктом, на который в настоящий момент нет спроса, стартапы проходят фазу, которую часто называют «фазой евангелизации рынка». Это период, когда руководство компании должно попытаться изменить и сформировать мнение людей о своем продукте. В таких случаях идея состоит в том, чтобы выйти на рынок за два-три года до того, как продукт появится на рынке, — OutSystems сделала это двенадцатью годами раньше. 

Вспомним Farfetch. Возможно, это крупнейший «единорог», существующий в Португалии. Это, если хотите, Amazon люксовых брендов. В 2008 году Farfetch стала первым и на тот момент единственным в мире крупным онлайн-агрегатором офлайн-бутиков. Ее основатель Жозе Невеш создал продукт на стыке моды и технологий и стал конкурентом Neiman Marcus — крупнейшей в США сети дорогих универмагов и лидера мировой интернет-торговли люксовыми товарами. 

В 2017 году Farfetch запустила Store of the Future (SoF) — платформу для связи магазинов в онлайне и офлайне с помощью больших данных. Так продавцы и бутики-партнеры получили возможность собирать о клиентах информацию, пока те находятся на сайте и делают покупки. Экспоненциальные технологии (в данном случае: качественный интерфейс, эксперименты с A/B-тестами, внутренние панели наблюдения, используемые для слежения за ходом продаж и измеряющие всевозможные показатели в реальном времени) позволили Farfetch достичь беспрецедентного уровня роста в сравнении с другими компаниями этого сектора. В середине сентября 2018-го компания вышла на IPO на Нью-Йоркской бирже и привлекла $885 млн.

Global Shift Expedition. Portugal

Как правило, такой рост и результат требуют времени и значительных капиталовложений. Но в современном мире, где изменения становятся единственной константой, а их скорость стремительно увеличивается, для того чтобы расти по экспоненте, важно вовремя использовать возможности, не растрачивая ресурсов. 

Программа Global Shift Expedition. Portugal позволяет погрузиться в предпринимательскую экосистему, которая вырастила не одну компанию-единорога, увидеть за историей страны новые бизнес-модели и партнерства и протестировать гипотезы. Обучение включает доступ к обширной ресурсной базе, полевое исследование Web Summit, а также мастер-классы от международных экспертов и практиков, прошедших аналогичный путь.

Бизнес-экспедиция, помимо прочего, позволит определить, насколько дистанцирован рынок с точки зрения административных, географических, культурных и экономических стандартов, действующих на территории. Компании-участники узнают, какими ресурсами и компетенциями Португалия может быть полезна именно для них, и получат новый социокультурный опыт.


Тенденция, лежащая в основе Global Shift Expedition. Portugal, — эффект притяжения подобного к подобному. Португалия становится точкой притяжения стартапов со всего мира. Более 67 % основанных здесь компаний успешно ведут свою деятельность на рынках европейских стран. И это неслучайно: страна закрепила за собой место в рейтинге мировых лидеров в области инновационного развития, а ее столица Лиссабон входит в топ-5 лучших стартап-городов Европы и ежегодно принимает крупнейшую tech-конференцию планеты. 

Любая новая территория и соответствующее окружение — это пространство идей и инсайтов для глобального предпринимателя. Не упустите возможность выйти на новый уровень — присоединяйтесь к Global Shift Expedition. Portugal 1 ноября.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie