Практико-ориентированное образование сегодня
Практико-ориентированное обучение – это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций практической деятельности, востребованными работодателями, а также понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике. В идеале, у выпускников не только формируется представление о том, что они хотели бы делать с полученными знаниями и навыками, но и портфолио, которое демонстрирует их способность эти знания применять.
Грамотно жить
Содержательно разговор о практико-ориентированном образовании проходит очень близко с понятиями грамотности, функциональной грамотности и новой грамотности.
В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с результатами исследования PISA. Это тестирование 15-летних школьников, которое проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA проводится по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность и компьютерная грамотность. Тест ориентирован на функциональную грамотность, он оценивает умение решать практико-ориентированные задачи. Однако не PISA была первой, в документах ЮНЕСКО понятие «Функциональная грамотность» использовали уже в 1950-е годы. Функциональная грамотность является трансформацией в современных технологических условиях привычной грамотности «читать + писать + считать» и дает возможность использовать навыки чтения и письма для эффективного бытового и профессионального взаимодействия в группе и в обществе в целом.
Новая грамотность – сочетание знаний, умений, навыков и опыта, позволяющих успешно взаимодействовать с современной средой (экономической, технологической и социально-демографической). Новая грамотность дает возможность использовать знания и навыки в определенной сфере деятельности на протяжении всей жизни (информационная, финансовая, правовая, экологическая «грамотность» и др.). Например, запросом на современную грамотность, на конкретные компетенции и их доращивание воспользовались курсы финансовой грамотности для детей, а также школы, которые в своей модели являются предпринимательскими. Это своеобразные МВА для школьников.
Образование + работодатель
Тема практико-ориентированного образования, ранних проб и выхода в профессию включает ряд инициатив как со стороны образовательных организаций, так и со стороны работодателей и провайдеров образовательных технологий.
Работодатели включаются в учебный процесс на всех ступенях образования, видя в этом возможность подготовить специалистов с нужными квалификациями. Но не только. Так как приход в конкретную компанию, инвестирующую ресурсы в образовательные инициативы, не гарантирован, зачастую бизнес и госкорпорации нацелены на общее развитие сферы своей деятельности, на развитие региона своего присутствия, а также на долгосрочные эффекты от отложенной кадровой политики и стратегии корпоративной и социальной ответственности. Например, они могут быть заинтересованы в том, чтобы повысить интерес молодых людей к определенной профессии/сфере или в том, чтобы уменьшить отток молодых людей из региона.
Посмотрим на практико-ориентированные инициативы и форматы взаимодействия госструктур, бизнеса, социальных инвесторов. Такие программы строятся на взаимодействии компаний со школами и создаются для получения практического опыта, приближенного к современному и будущему рынку труда, нацелены на овладение специальными навыками и знаниями в процессе выполнения рабочих задач.
Обучение на рабочем месте обеспечивает продуктивную образовательную среду, поскольку предлагает реальный опыт работы, который облегчает приобретение как жестких, так и таких мягких навыков, таких как решение проблем, управление конфликтами и предпринимательство. Обучение на рабочем месте может быть структурировано (коучинг, наставничество, менторинг) и не структурировано (обмен знаниями в ходе рабочих коммуникаций, наблюдение за работой других, социальное обучение).
- Профессиональное обучение, стажировка или наставничество: обучение происходит на рабочем месте с элементами взаимодействия, наставничества и оценки от опытного сотрудника.
- Шэдоуинг (англ. shadowing). Эта практика дает возможность учащемуся (дословно) стать тенью опытного сотрудника, перенимая лучшие практики, знакомясь с рабочим местом и этикой рабочих взаимоотношений.
- Экскурсии на производство дают представление о последних технических достижениях и бизнес-стратегиях предприятия. Учащиеся также узнают о доступных карьерных возможностях и чуть больше понимают про реальное устройство экономики. Например, во время экскурсии на фабрику «Чистая линия» вы пройдете по основным участкам фабрики и увидите весь процесс производства мороженого: склад, варочный участок, фризеры, станки, конвейеры, а также попробуете мороженое прямо «из-под станка».
- Приобретение предпринимательского опыта через разработку продукта для компании, включая проведение исследования, разработку, тестирование и так далее. Например, компания SPLAT фокусируется на создании образовательных проектов, акцентирующих связь фундаментальных наук и бизнес-ориентированных решений. Компания организует хакатоны и бизнес-инкубаторы для молодых ученых, в которых выступает «заказчиком» на инновационное решение, помогая сделать разработки доступными для потребителя.
- Обучение через опыт добровольческой (волонтерской) деятельности и взаимодействие с социально ориентированными НКО (service-based learning). Эта практика сочетает в себе общественные работы с обучением, а также помогает в карьерной навигации. Оказывая волонтерскую помощь, учащиеся понимают, как устроено общество и социальные связи, учатся брать ответственность за свое окружение и территорию своего проживания. Например, через опыт арт-волонтерства на «Ночи музеев» или участия в организации крупного спортивного мероприятия города, очистки территории школы, помощи в уходе за бездомными животными ребята узнают про устройство общественной сферы деятельности, почувствуют социальную значимость, приобретут полезные социальные навыки.
Стоит понимать, что настраивание таких инициатив крайне ресурсоемко как для компаний, так и для школ. Но есть преимущества, которые несмотря на все сложности мотивируют предпринять попытку.
Для учащихся такие инициативы дают пространство для проб и ошибок, способствуют осознанию своих интересов, склонностей и способностей, дают представление о карьерных возможностях, формируют поле выбора и уверенность в себе. Для школ программы дают возможность содействия и взаимодействия педагогов с бизнес-сообществом, возможность сделать образование более актуальным и ценным для учащихся. Компаниям-работодателям совместные программы дают возможность быть полезными сообществу и месту расположения компании, способствуют отложенному рекрутингу квалифицированных и мотивированных сотрудников.
Также программы способствуют созданию атмосферы сотрудничества между школой, работодателями и сообществом, что в целом формирует благоприятную поддерживающую образовательную среду для обучения и раскрытия потенциала детей. Например,международная некоммерческая ассоциация WorldSkills, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований, видит свою миссию в укреплении доверия, расширение возможностей сообществ и экономики.
Маршрут построен
Важным элементом цепочки «школа-работодатель» является карьерная навигация. Под профориентационной работой понимается совокупность мер, осуществляемых педагогами и администрацией школ, направленных на оказание помощи ученикам при выборе профессиональной траектории (профессиональная ориентация), уровня послешкольного образования (академическая ориентация), а также деятельности, помогающей им осуществить задуманное. Карьерная навигация реализуется через встречи с консультантами по карьерному продвижению, информирование учащихся о возможных траекториях, помощи в подаче документов, а также через тесты карьерной навигации. Причем знакомство с профессией не должно быть скучным. Например, в развлекательно-образовательном парке KidZania дети с помощью реалистичных ролевых игр узнают о разных профессиях, внутреннем устройстве города и концепции обращения с деньгами.
Если проследить за разговорами о профессиональном определении учащегося, то складывается впечатление, что ребятам не хватает понимания о текущем и будущем устройстве рынка труда, содержании профессии и их востребованности. И если снабдить их этим знанием, то они смогут сделать осознанный выбор, который еще долго будет в них откликаться.
Что зачастую упускается, так это то, что подростку не хватает не знаний об экономике, а о себе: что ему нравится, а что нет, что он готов делать увлеченно, какие цели он ставит в своей жизни. Помните типичный вопрос при собеседовании на работу: Кем вы видите себя через столько-то лет? 20 лет назад интервьюер спрашивал вас о промежутке в 10 лет, потому что считалось, что это реально – строить карьерную стратегию в одной сфере, даже компании, на 10 лет вперед. Потом этот вопрос сократился до 5 лет. Сейчас кажется, что даже пятилетний горизонт не адекватен тому, как быстро меняется мир и мы вместе с ним.
Задача учащихся, родителей и школ, совместно планируя будущее, не угадать востребованную профессию, а быть готовыми к неизвестности. Для этого нужны гибкость, рефлексивность, устойчивость к стрессу. По сути, учащийся должен не подготовиться к конкретной профессии, а взрастить в себе карьерного навигатора, тьютора, психолога и предпринимателя. Тогда он сможет встроиться в любой рынок труда, стать специалистом в любой профессии.
На сегодняшний день общество однозначно сходится во мнении, что образование – необходимый этап в жизни ребенка, общественное благо. Тем не менее мы наблюдаем повышенный спрос на практико-ориентированное образование. Причин для этого несколько.
С одной стороны, первый период профессиональной продуктивности наступает все раньше, учащиеся хотят быстрее попробовать себя в профессиональной деятельности и при этом существует достаточно высокая профориентационная неопределенность. Более раннее оснащение профессиональными и над-профессиональными навыками и видением рынка дает будущему выпускнику конкурентное преимущество среди других.
С другой стороны, формируется запрос на изменения в образовательной системе, традиционная траектория «школа-колледж/университет- работа» теряет актуальность. Ощущается расхождение между тем, чему учат в образовательных учреждениях, и тем, что действительно нужно людям в реальной жизни. Компании-работодатели в попытке повлиять на процесс подготовки будущих кадров начинают взаимодействовать с образовательными организациями как можно раньше, уже на уровне школ. Совместные инициативы направлены на работу как с профессиональными навыками, так и с мотивацией и раскрытием потенциала.