01 мая 2024
Статья

Как в жизни. Краткая история практико-ориентированного образования. Часть третья

Как в жизни. Краткая история практико-ориентированного образования. Часть третья

Развилки практико-ориентированного образования

Концепт практико-ориентированного образования сложен и на пути реализации встречает много стратегических, содержательных и этических развилок. Кажется, что большинство из них не решаются простым выбором одного из двух вариантов. Важно понимать сложность темы и наличие «другого мнения».

Развилка 1

Концепция детства как отдельно стоящего от взрослости периода жизни vs. Восприятие детей как маленьких взрослых, а школы как места подготовки к взрослой жизни

Детство как социальный конструкт, как укладывающий в определенные возрастные рамки особый период в развитии человека, сформировалось не так давно. Довольно долго люди не видели разницу между ребенком и взрослым.

В греческой античности понятия детства как особой возрастной категории не было. Дети довольно долго изображались как уменьшенные копии взрослых. Выделять детство греки стали, начав культивировать образование (вспомним, афинские философские школы). Без образования человек считался неполноценным, а значит — не взрослым. Соответственно взросление воспринималось как формирование образованного человека, что требовало стараний со стороны взрослеющего.

Помимо образования большую роль в становлении детства также сыграл стыд. Выделяется ряд тем, доступ к которым детям закрыт, иначе невинность этого периода будет скомпрометирована. Ограждать детей от доступа к постыдному должны взрослые.

В средневековом западном обществе происходит откат в концепции детства. Среди основных причин – высокая детская смертность, эпидемии, снижение уровня грамотности в обществе в целом и, соответственно, отсутствие основания для разделения на образованных взрослых и образующихся не взрослых. Помимо образования, еще одним признаком отсутствия детства как обособленного периода является повсеместный детский труд как в эпоху средневековья, так и во время промышленного капитализма.

Тем не менее, к 20 веку западное общество сформировало общие принципы взросления: ребенок понимается как иное, дети существенно отличаются от взрослых; чтобы встать взрослым, ребенок должен приложить усилия, пройти некий обряд инициации; ответственность за выращивание и воспитание детей лежит на взрослых.

Еще раз детство теряет свой специальный статус на пути к построению общества социализма в СССР. Ребенок — это маленький член общества: он также участвует в построении светлого будущего, но реализует свой вклад на доступном ему уровне. Отсюда школьное самоуправление, пионерия и так далее. Грань между детством и взрослостью вновь стирается.

С тех пор у детства сохраняется пограничный статус. С одной стороны, у детей есть своя культура с ее атрибутами: свой язык, одежда, литература; с другой стороны, дети воспринимаются как часть взрослого мира. С одной стороны, ценность детства необычайно возросла по сравнению с предшествующими эпохами: ребенку позволено оставаться всё детство ребенком; c другой стороны, вектор детства устремлен во взрослую жизнь: чем раньше произойдет приобщение к нему, тем лучше.

В современном обществе дихотомия «взрослые — дети» опять начала распадаться. Можно выделить 3 образующих элемента концепции детства и факторы, подрывающие их сегодня.

Первое, образование как путь во взрослость. Размытие границы между взрослым (человеком образованным) и ребенком (человеком, собираемым от чего-то к чему-то) происходит из-за эволюции информационных технологий. EdTech и доступность информации меняет поэтапность процесса приобретения знания, дробя его на части. Больше нет лестницы мастерства как у подмастерьев и долгого образования (становления). Знания могут быть точечными и приобретаться быстро.

Второе, стыд и сакральность как маркеры детства. Массмедиа и интернет раскрыли «секреты» взрослых, открывая доступ к запретным темам.

Третье, финансовая самостоятельность как путь во взрослость. Взрослые экономически поддерживают детей до тех пор, когда они смогут осуществить выход в экономику и обеспечивать себя самостоятельно. Однако, все больше подростков раньше выходят в профессию, зарабатывая себе на жизнь.

Развилка 2

Цель школьного образования как гуманистическая установка vs. Цель школьного образования как прагматичная установка

Образование, как и всякая человеческая деятельность, имеет цели. Цели дают версию ответа на вопрос «Зачем учить или зачем учиться?». Цель образования — это образовательный идеал, задаваемый заказом – обществом, государством, учащимися и семьями. Рассмотрим школу из 3 целевых фокусов: Воспитание, Образование, Подготовка.

В процессе Воспитания происходит передача и освоение культурных норм и ценностей. В процессе Образования осуществляется формирование представлений об объектах, передача и освоение картины мира. В процессе Подготовки происходит передача и освоение средств к осуществлению какой-либо деятельности.

Также цели образования имеют ценностный ориентир в отношении образа человека. Так цели образования, задаваемые религией, постепенно сменились целями гуманистической философии, научного прогресса, задачами обеспечения индустриализации и воспитания лояльных граждан национальных государств. Джон Дьюи, чьи взгляды сейчас заложены во многих национальных концепциях, видел цель образования в решении практических, повседневных задач. А Шалва Амонашвили, исходя из концепции гуманистической педагогики, видит цель образования в раскрытии призвания и мотивации ребенка, помощи на его пути к развитию, взрослению и свободе.

Вопрос или развилка заключается в том, должна ли школа выбирать что-то одно или смысл в том, чтобы удерживать баланс? Ведь образование не только про академические знания, но и про картину мира, и про подготовку к реальной жизни, получение актуальных навыков.

Развилка 3

Широкое образование vs. Узкое, профильное образование

Очень часто учебным заведениям приходится проходить эту развилку, исходя из своих представлениях об учащемся, о том, как он совершает выбор и о тех знаниях, умениях, навыках, компетенциях, которые ему понадобятся после окончания учебы. Широта образования работает на формирование картины мира, на палитру знаний и представлений, способствует широкому кругозору. А профилизация, углубление в предмет дают фундированные знания, прочный базис, специализированные знания. Ограниченность времени в школе часами и годами зачастую ставит перед необходимостью выбора в пользу одного или другого. Эту проблему можно решать путем согласования разных уровней образования. Например, основное общее образование работает на широту, а среднее общее дает возможность углубления через профильные классы, направления, треки.

Развилка 4

Самоопределение vs. Предопределение

Развилка в том, сколько пространства оставляет образовательная программа школы для самоопределения? Насколько практикоориентированность предзадает дальнейшую траекторию учащегося? Оставляет ли, например, ранняя профилизация в медицинском классе возможность самоопределиться на следующей ступени в пользу, скажем, ИТ-образования?

В повести «Профессия» Айзека Азимова нам представлен некий фантастический мир будущего, где дети обучаются через взаимодействие компьютера и мозга. Сам процесс образования, выбора и получения профессии изменился: вместо долгого обучения людям с обучающих лент моментально записывают в мозг нужные знания. В 8 лет каждого ребёнка обучают чтению и письму. В 18 лет по результатам машинных тестов определяют наиболее подходящую профессию и записывают в мозг необходимые для этой профессии знания. Свободного выбора профессии нет, решение машин окончательно. До «записи» молодые люди не пытаются самостоятельно понять, что их интересует в мире.

Через судьбу главного героя представлена альтернатива в конструировании своего пути, демонстрирующая творческий подход к профессии, самостоятельное мышление и возможность совершенствоваться. «Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению», – произносит главный герой в конце повести.

Развилка 5

Школа как безопасное место (safe place, в крайности – сейф) vs. Школа как место проб и пространство для ошибок

Открывая двери школы в мир профессии, мы неизбежно открываем их и для много другого. Школа зачастую воспринимается родителями как безопасное пространство для пребывания ребенка. Открытость внешнему контексту создает пространство для проб и ошибок, которые являются неотъемлемой частью не только профессиональной, но и просто жизни.

Развилка 6

Непрерывное образование в течение всей жизни vs. Профессия на всю жизнь

Lifelong learning (LLL) давно уже не тренд, а данность в образовательном пространстве. LLL или непрерывное обучение в течение всей жизни – концепция, которая подразумевает постоянное развитие личности. Профессия не вечна, рынок труда претерпевает кардинальные изменения, требования к профессиям и необходимый набор навыков тоже меняются, переучиваться нужно и можно всю жизнь. Нелинейные учебные и карьерные траектории требуют навыков работы с собой, умение учиться, рефлексивность, самостоятельно инициировать процесс обучения, работать с мотивацией, способность реагировать на меняющиеся обстоятельства и меняющего себя в обстоятельства, смелость что-то менять.

Противоположным концепции непрерывного обучения звучит желание подготовить к определенному профессиональному треку максимально рано, лучше со школы. Чем раньше подросток узнает об устройстве рынка и востребованных профессиях, чем раньше получит возможности профессиональных пробы, тем осознаннее и мотивированнее он сможет совершить выбор, который будет еще долго ему созвучен. Линейное попадание в конечную профессию сберегает ресурсы на «переучивание». Такое ранее самоопределение относительно одной профессии надолго не исключает дополнительно обучения навыкам и компетенциям, но сохраняет общий фокус на сфере деятельности.

Развилка 7

Когда начинать знакомство с рынком труда и профессиями? Слишком рано vs. Слишком поздно

С одной стороны, сильный тренд на все более раннюю специализацию идет в противовес с дискуссией о значимости образования в его широком понимании. Слишком ранний выход в профессию, фокусирование на профориентационных целях и задачах отвлекает от образовательных задач и требует очень слаженного баланса.

С другой стороны, более поздний выход в профессию и самообеспечение, имеет сильные издержки для экономики семьи и государства, является отложенным социальным инвестированием.

И наконец, сильно ранняя профилизация не дает возможности по-настоящему включиться в процесс, лишь сформировать видение, трудовые привычки. А также может спровоцировать ранее выгорание.

Важно найти баланс между подготовкой кадров для производства и образованием, ориентированным на практику. Ребенок с раннего возраста должен осуществлять посильную ему практическую деятельность, через которую он получает прикладное знание о том, как осуществлять действие и о мире его окружающем.


Граффити во Франции. 1968. Фото Géard Aimé. Источник: Rozenberg Quarterly

Основная развилка практико-ориентированного образования, образования, ориентированного на реальную жизнь — это сама жизнь. Ее сложность, динамичность, случайность, разнообразность и разнородность.

Да, школа должна готовить к жизнь, к реалиям практической деятельности. Но жизнь у всех разная. Говоря о подготовке к жизни, каждый представляет что-то свое. Одна реальность представляется компании-работодателю в сфере тяжелой металлургии, другая – предпринимателю в области креативных индустрий, одна жизнь и навыки, необходимые для маневрирования в ней, видятся родителям, другие – подростку, еще только понимающему себя.

Жизнь так устроена. Она меняется довольно динамично, меняются экономические и технологические уклады. Даже регулируемая экономика мыслилась пятилетками, в то время как образование мыслит циклами от 10 лет, оно находится в догоняющей позиции.

Но это лишь наша реальность, именно к ней нужно готовиться. Как гласил лозунг студенческих волнений в Париже 1968 года: «Будь реалистом – требуй невозможного».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie