Тема практико-ориентированного образования большая и сложная. Поэтому этот текст является экспериментом с форматом и состоит из трех частей. Первая часть описывает предпосылки к практико-ориентированному образованию и восстанавливает исторические контексты. Во второй части мы вернемся в современность и подробно поговорим о практико-ориентированном образовании сегодня. Наконец, третья часть посвящена тому, какие содержательные развилки есть в теме.
Заложите на чтение трех частей около 25 минут. Если столько времени у вас нет, можно пропустить историческую часть и начать читать со второй — то есть сразу перейти к современному состоянию практико-ориентированного образования и его развилкам. Правда, в этом случае есть риск упустить контекст.
Зачем спешить?
В общественных дискуссиях необходимость практико-ориентированного образования на этапе школы обосновывается несколькими причинами.
С одной стороны, мир вокруг нас меняется все стремительнее, научно-технические революции меняют общество и экономические уклады. Изменяется содержание труда, появляются новые профессии, к которым оказываются не готовы выпускники школ, колледжей и университетов.
Вместе с тем темпы этих изменений становятся все быстрее, неопределенность растет: уже сейчас невозможно с точностью предсказать, какие профессии будут востребованы через 5–7 лет, очень немногие компании готовы «сделать заказ» на специалистов с таким временным лагом. «Атлас новых профессий» еще вчера звучал как научная фантастика в духе Стругацких, а сегодня будущее превращается в настоящее. Например, футуристичная специальность «Проектировщика умных тканей» уже стала явленной реальностью недели моды в Париже в 2022 году, когда бренд Coperni представил платье из жидкого трикотажа.
Долгое время привычный образовательный цикл включал школу (10–11 лет) и специальное или высшее образование (еще 3–7 лет). Реалии экономики прошлого уклада позволяли прогнозировать, какое количество специалистов потребуется отраслям через 13–15 лет.
Сегодняшний выпускник школы выйдет на открытый рынок через 5–7 лет. Мир изменится значительно за это время. Ориентироваться на успешные профессии сегодняшнего дня не помогает планированию, так как профессиональный ландшафт не стабилен.
С другой стороны, стандартная профессиональная траектория теряет популярность среди молодых людей, которые хотят раньше выходить на управленческие позиции в компаниях или создавать стартапы. Связка школа-колледж/университет-профессия ломается. Определение школы как «безопасного места хранения» ребенка до момента его погружения в реальный мир теряет свою актуальность.
Наконец, в условиях нестабильности компании предъявляют спрос на молодых сотрудников, способных оперативно трансформировать процессы и создавать новые продукты. Возрастает значение практико-ориентированного образования для формирования профессиональных и надпрофессиональных навыков, ориентированных на интеграцию на рабочем месте: умение управлять процессами и проектами, умение работать с людьми, управление вниманием, эмоциональный интеллект, критическое мышление и так далее.
Новые профессии скорее напоминают уникальный бинго-набор из навыков, компетенций, знаний и умений, которые приходят из разных сфер, возникают на стыке нескольких направлений: искусственный интеллект и продажи, эмоциональная грамотность и спорт, технологии и туризм, ИТ и лингвистика. И этот набор постоянно разрастается, вмещая в себя смежные навыки и откликаясь на меняющиеся технологии.
Будь реалистом!
Основная интенция практико-ориентированного образования – направлять образование к реальной жизни, давать учащимся возможность ранних проб и выхода в профессию – не возникла вчера.
Так реальное образование было ответом системы образования 18 века на развитие капитализма, на требование родителей готовить детей к актуальным реалиям жизни в городе в индустриальную эпоху. Реальные учебные заведения (Realschule) существовали в России и Западной Европе и давали прикладное образование. Реальным такое образование называлось в противовес классическому.
В Российской империи в 1830-х годах реальное образование было включено в систему среднего общего образования и преподавалось в реальных училищах. Целью таких училищ было распространение технических знаний, которые можно применить непосредственно в промышленной деятельности. Главное внимание уделялось изучению основ естественных и физико-математических наук через изучение таких предметов, как практическая химия, практическая механика, рисование и черчение. Необходимые для поступления в университеты древние классические языки не преподавались. Предназначалось реальное образование в первую очередь для детей купцов и мещан. Однако не только ученики коммерческого и технического профиля выбирали такое образование. Например, Набоков и Мандельштам учились в реальных училищах.
Слесарная мастерская Алексеевского реального училища. Источник: Фото из фондов Томского областного краеведческого музея им. М. Б. Шатилова.
Уставом 1864 года были созданы семиклассные реальные гимназии, ориентированные на общее образование и подготовку к поступлению в высшие специальные учебные заведения. В 1871 году реальные гимназии были переименованы опять в реальные училища, а в 1872 году новый устав объявил их целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний», имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности. Курс обучения длился 6-7 лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины: механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы. Выпускники таких училищ (реалисты) могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.
К 1914 году в Российской империи было 284 реальных училища, в которых обучалось 80 800 человек. После революции 1917 года этот тип учебных заведений был упразднён. Их место заняли Школы фабрично-заводского ученичества, а затем техникумы и колледжи. Значительно трансформированные реальные училища существуют и сегодня в системах образования ряда стран как учреждения подготовки квалифицированных кадров.
Единая. Трудовая. Политехническая
Экспериментальное послереволюционное десятилетие привнесло много новшеств в образование. 16 октября 1918 года принимаются декреты «Основные принципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе РСФСР», которые провозглашают новые принципы и методы учебно-воспитательной деятельности советской школы и политический лозунг «единой трудовой политехнической школы».
Трудовая школа имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Источник: История России в фотографиях
Термин «единая» означал равное, общедоступное (бесплатное), всеобщее, обязательное, светское образование. Единая школа заменила прежние сословные учебные заведения и состояла из двух ступеней: первая – для детей от 8 до 13 лет (5-летний курс обучения) и вторая – для детей от 13 до 17 лет (4-летний курс).
Термин «трудовая» означал ориентацию школы на приобретение практических навыков, включение трудовой деятельности в учебно-воспитательный процесс. То есть «школа учебы» ставится в противовес «школе труда», включенной в экономическую жизнь страны. «Основой школьной жизни должен служить производительный труд, не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только как метод преподавания, но именно как производительный общественно-полезный труд» (Положение об единой трудовой школе РСФСР). Модель «трудовой школы» до сих пор звучит отголосками в профильных классах, уроках дизайна и технологий, в трудовом обучении, приобщении к труду в виде школьных дежурств, ухода за классным помещением.
На уроке труда, 1933-1937. Источник: История России в фотографиях
Термин «политехнизма» был в новинку, он и сегодня остается в дискуссионном поле, часто замещаемый более понятным термином «профессиональная ориентация».
Политех
Политехническое образование — вид образования, связанный с изучением основ техники, технологии, современного производства. Принцип политехнического образования впервые был заложен Марксом, видевшим необходимость (или неизбежность) обучения естественным и прикладным наукам вместе с знакомством с производительным трудом. Такое образование Маркс называл политехническим или технологическим и имел в виду школы «в которых дети рабочих получают некоторое знакомство с технологией и с практическим применением различных орудий производства».
Несмотря на экспериментальный характер советской школы 1920-х годов идею политехнического образования реализовать не удалось. Причины были отчасти экономическими: внедрение новых методов требовало значительных финансовых вложений как на уровне школ (выделение помещений под мастерские и их оснащение), так и в системе подготовки педагогов. Кроме того, страна переживала очень сложный экономический период вслед за Первой мировой войной, распространилась беспризорность, многие дети не имели возможности учиться. В таких условиях наладить обычное обучение было трудно, а совершенно новое — еще сложнее. Вместо «трудовой политехнической» была сделана ставка на «единую» (по форме и содержанию) школу.
В настоящее время школа дает политехнические знания несколькими способами: при изучении основ наук, в процессе трудового обучения и путем привлечения учащихся к научно-техническому творчеству. Это и то самое черчение, и кружки Кванториум, и экскурсии на заводы, и производственная практика, и профориентационные консультации.
Отголоски политехнического образования, несомненно, слышны в востребованном сейчас образовательном подходе STEM, реализовать который пытаются многие страны, колледжи и школы. STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) — модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему, где биологию, физику, химию и математику преподают не по отдельности, а в связи друг с другом. Цель обучения – решение прикладных задач. Интересно, что «последнее обновление» STEM включило интеграцию с предметами искусства (art). Усложняя аббревиатуру до STEAM и целясь в подготовку специалистов, готовых участвовать в творческих проектах с опорой на математические и научные знания.
Кадр из фильмы «Земля будущего». 2015. Источник: Кинопоиск
Исторический контекст помогает нам понять, что стремление образования соответствовать реальной жизни и ее потребностям не возникло вчера.
До появления всеобщего образования у среднестатистического ребенка была вполне практико-ориентированная жизнь. Воспитание и, если повезет, образование входили в обязанности семьи и общины. Те, в свою очередь, готовили ребенка к жизни, которую видели вокруг. В этот привычный уклад включилась школа как общественный институт и изъяла ребенка из производственной цепочки семьи. Сначала только вне периода сельскохозяйственных работ, потом на все большее и большее время, через введение учебной повинности, до тех пор, пока образование не стало всеобщим и обязательным. С тех пор школа так или иначе обещает помимо образования и воспитания, давать ребенку представление о трудовой деятельности, способствовать его интеграции в экономическую жизнь общества, снабжать необходимыми для этого компетенциями.
Как это влияет на практико-ориентированное образование сегодня мы рассмотрим в следующей статье.