Совет №1. Оцените потенциал новых продуктов и рынков.
Такую рекомендацию дал руководитель Лаборатории международных экономических исследований, доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
«Здесь можно вспомнить матрицу BCG (инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге). Матрица рассматривает прибыльные, но медленно растущие бизнесы как источник средств для инвестиций.
Если ваш бизнес относится к этой категории, прежде всего задайте себе вопрос: есть ли реалистичные сценарии ускорения основного бизнеса — новые продукты, рынки и проч.?
Если ответ отрицательный, значит, нужен поиск инвестиционных возможностей. Крупные компании сейчас эффективно работают с этим через корпоративные венчурные фонды.
Или можно пройти по существующим фондам и присмотреть себе интересный объект для инвестиций. Главное, чтобы был какой-то рычаг влияния на рынок за счет существующего бизнеса (клиентская база, компетенции, цепочки поставок и т. п.)», – рекомендует Владимир Коровкин.
Совет №2. Выделите функцию change и настройте процессы.
Апробировать такой подход советует директор программ по цифровой трансформации Школы управления СКОЛКОВО Николай Верховский.
«Если хочется ускорить рост бизнеса, имеет смысл отдельно выделить функцию change — с собственными процессами, бюджетированием, ролевыми структурами и командами.
По практике X5 Group, «Северстали», «Сибура», «Магнита» и других крупных компаний, этот метод позволяет быстро формулировать и тестировать продуктовые гипотезы, а также гипотезы по изменению процессов для поиска неочевидных решений для роста.
Для запуска функции change важно выстроить систему воспроизводства — перейти процессному подходу управления, который включает разработку регламентов, стандартов и протоколов взаимодействия.
Самая сложная часть — исключить себя из ключевых решений. Поскольку никто, кроме предпринимателя, не воспринимает бизнес как единую систему, выход его из процесса принятия решений затруднен. В этом случае компании либо ищут CEO, либо создают советы директоров, делегируя им часть решений», – рассказал Николай Верховский.
Совет №3. Внедрите проектный подход.
Такое предложение озвучил профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Павел Алферов.
«Промежуточным шагом между полным выделением функции change и ее полным отсутствием является внедрение проектного подхода. Проекты предполагают частичное участие сотрудников в изменениях с соответствующим распределением ролей и мотивацией.
Правильно выстроенная корпоративная система управления проектами (КСУП) позволяет более эффективно проводить изменения, быстрее развивать компанию: по исследованиям, можно на 20-30% улучшить показатели развития. В российской практике есть примеры, когда и в разы», – отметил Павел Алферов.
