09 августа 2022
Статья

Как управлять социальными связями осмысленно и системно

Сегодня грамотное управление социальным капиталом помогает нам не только заводить знакомства с интересными людьми, но и эффективно достигать своих целей. Эксперт программы СКОЛКОВО MBA, бизнес-тренер и консультант Максим Фельдман поделился методиками построения осмысленных и системных связей.
Как управлять социальными связями осмысленно и системно

Что мы знаем о нетворкинге

Раньше с понятием «нетворкинг» чаще всего ассоциировались визитки и дружественные улыбки, которые помогали выстроить деловые взаимоотношения. В начале 80-х преподаватели американских бизнес-школ обратили внимание менеджеров на важность построения социальных связей.

С течением времени появились различные курсы, на которых участники учились правильно заводить знакомства, вести себя на мероприятиях и общаться в социальных сетях. Однако сегодня этого уже недостаточно. Навыки коммуникаций с каждым днем выходят на новый уровень и порождают несколько трудностей. Вот основные из них:

— Цифровая перегрузка. При повышении количества контактов падает глубина и ухудшается качество общения. Так возникает поверхностная коммуникация, и количество людей, с которыми можно поговорить по душам, сокращается.

— Цифровое одиночество. Небольшое количество качественных связей порождает изоляцию от социума. В отсутствии общения человек постепенно остается один на один с собой и своими мыслями. 

— Монетизация отношений. Из-за несерьезного отношения к общению в последнее время участилось взаимодействие друг с другом ради выгоды. Если люди не перестанут общаться только исходя из расчетливых побуждений, взаимодействие потеряет прежний нравственный и человеческий оттенок.

— Щель между поколениями. Скорость проникновения прогресса в жизнь так высока, что молодое поколение полностью перестает общаться с людьми престарелого возраста, если они не их родственники. В прошлом сегодняшние 70-летние могли быть профессионалами в своей сфере, а сегодня их опыт теряет прежнюю релевантность, и связь поколений утрачивается.

Чтобы не допустить дальнейшего развития этих и других негативных последствий в области коммуникаций, нужно учиться стратегическому нетворкингу — умению формировать и развивать свой круг общения осознанно.

Понять степень системности построения взаимоотношений можно с помощью следующих вопросов:

— Сколько у вас друзей? 

— По каким принципам вы выбираете партнеров?

— Кто ваши наставники и менторы, у которых вы учитесь?

— Кто ваши «подопечные», которым вы передаете свой опыт?

— Какие сегменты вашего социального круга наиболее приоритетны для вас?

— Ваша семья (близкая и расширенная) дает вам энергию или, наоборот, забирает ее?

— Сколько людей в вашем окружении сегодня?

— Как вы ведете свою «записную книжку»?

— О каких людях из вашего окружения вам стоит знать больше?

Если вы можете ответить на все вопросы достаточно четко, у вас высокий уровень системности. А одним из способов системно развивать свой социальный капитал является грамотная работа с так называемыми «спящими связями».

Суперсила «спящих связей»

«Спящая связь» — это ценный контакт из прошлого, с которым в определенный момент прервалось достаточно близкое взаимодействие. 

Важно учесть, что никакого конфликта не произошло. Такие связи можно поделить на две группы: личные и профессиональные.

Профессиональные:

— Бывший руководитель.

— Бывший коллега.

— Бывший подчиненный.

— Бывший инвестор.

— Бывший клиент.

— Бывший подрядчик.

Личные:

— Бывшие одноклассники.

— Бывшие однокурсники.

— Бывшие преподаватели.

— Бывшие армейские сослуживцы.

— Бывшие соседи.

— Бывшие возлюбленные.

Эти связи ценны по двум причинам:

— Новые возможности. Человек, с которым у вас пропало общение на какой-то промежуток времени, мог уже оказаться в новых социальных кластерах: компаниях, отраслях, регионах и сообществах. Возможно, возобновление контакта с ним будет для вас полезно с точки зрения получения информации, контактов и других ресурсов.

— Проверка временем. Чаще всего восстановить связь с человеком, с которым вы когда-то были близки, бывает проще, чем заводить новые знакомства. Например, общение с первым руководителем, который дал вам путевку в жизнь, будет складываться лучше, чем общение с новым человеком на похожей должности. По данным одного исследования, 68% топ-менеджеров будут очень рады слышать людей, с которыми когда-то пересекались и успешно работали или дружили. 

Для восстановления контакта со своими «дремлющими связями» нужно: 

— Составить список ценных «спящих связей». Их не может быть очень много (от 10 до 100). 

— Продумать, каким способом с ними можно восстановить контакт: написать сообщение, позвонить, поздравить с праздником или проявить систематическую активность в социальных сетях. Например, на протяжении трех недель ставить лайки и писать комментарии к постам.

— Действовать! Напоминайте о себе хотя бы раз в полгода. 

— Не забывать свои связи. Если вы уже возобновили с кем-то контакт, помните, что, если вы про него забудете, возможность когда-либо возобновить общение вновь будет утеряна. 

После этого повысить свой уровень в сфере нетворкинга можно с помощью развития гибкости в общении.

Как добиться гибкости в коммуникации

Профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант в книге «Брать или отдавать» придумал методику «taker-giver-matcher», где разделил всех людей на три типа: 

— Giver (дающий) — тот, кто получает удовлетворение, когда отдает. Как правило, он не откажет в одолжении или просьбе.

— Taker (берущий) — тот, чьей целью является личная выгода. Он настроен на то, чтобы взять, и четко понимает, кто ему нужен и зачем. Несмотря на возможную вежливость, конечной целью такого человека будет только получение желаемого.

— Matcher (нашедший баланс) — тот, кто умеет и брать, и отдавать. Если он хочет что-то получить, предложит что-то взамен или скажет, что готов к ответной услуге в будущем. Когда он выступает в роли дающего, не постесняется о чем-то попросить.

Определение себя в данной методике — важный шаг для построения эффективного нетворкинга. Каждому из нас присущи сразу три типа, однако в разном процентном соотношении. Их пропорция зависит от: 

— Жизненного этапа.

— Жизненной ситуации.

— Тех или иных отношений.

Понимание ведущего типа определяет нас как участника процесса коммуникации и помогает лучше ориентироваться при ведении общения. Представитель конкретной подгруппы совершает следующие действия и из-за них сталкиваются с определенными рисками

— Giver: много отдает людям, а люди его за это любят. Риск — истощить собственный запас энергии и выгореть. 

— Taker: добивается цели за счет эффективных действий. Риск — остаться в одиночестве без команды и друзей. 

— Matcher: удерживает баланс между тем, сколько отдает и сколько получает. Риск — минимальный, в основном в отношениях с людьми царит гармония.

Поняв типичные действия и риски, можно переходить к построению дальнейшей стратегии, которая поможет добиться успеха:

— Giver: научиться отфильтровывать тейкеров. Они не любят отдавать и десять раз подумают, стоит ли с вами связываться. Получив приглашение «к обмену», они, вероятнее всего, пойдут искать другого гивера, который не просит ничего взамен. Возможно, вам лучше стать метчером или чаще просить об ответной услуге.

— Taker: признать, что вы — эгоист. Это тяжело, но необходимо поработать с коучем или психологом. Внутренне приняв, что вы тейкер, начните больше отдавать. Получив что-то от человека, дайте что-то ему или предложите свою готовность помочь в будущем. 

— Matcher: либо продолжать балансировать, либо начать больше отдавать.

Большое количество гиверов позволит отдавать больше, чем раньше. 

Схематично стратегия выглядит так:

Понимание действий, рисков и работа со стратегией поможет каждому повысить свой уровень коммуникации.

Резюме

 Чтобы осмысленно и системно управлять своими социальными связями, нужно:

 — Выстраивать стратегический нетворкинг.

— Работать со «спящими связями».

— Проявлять гибкость в выборе стиля общения с человеком в зависимости от его стиля поведения. 

— Пробовать освоить еще несколько методик и практик системного и осмысленного отношения к деловым и личным контактам.

Чтобы научиться эффективнее управлять своим социальным капиталом и узнать больше о методах стратегического планирования, приходите на программу SKOLKOVO MBA.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie