14 февраля 2025
Статья

Как учатся руководители в России: современные подходы, вызовы и тренды

О том, какие образовательные форматы востребованы среди руководителей, как лидеру выбрать актуальную программу и что ждет рынок корпоративного обучения в будущем, рассказали профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Павел Алферов и директор по развитию и продажам Илона Крейндлин.
Как учатся руководители в России: современные подходы, вызовы и тренды
Источник: Школа управления СКОЛКОВО

Рынок бизнес-образования в России активно адаптируется к мировым стандартам: сейчас подход к обучению стал более осознанным. В эпоху неопределенности руководители ищут знания, которые помогут им решать конкретные задачи, улучшать процессы и развивать команды — к такому выводу эксперты пришли во время онлайн-вебинара «Знакомство со СКОЛКОВО».

Зачем руководителю учиться?

Компании, которые инвестируют в образование своих руководителей, получают не только более компетентных сотрудников, но и устойчивый рост и повышение конкурентоспособности на рынке.

В мире отмечается тренд на непрерывное образование (lifelong learning), но особенно ярко необходимость учиться для конкретного лидера проявляется, когда он осознает нехватку имеющихся знаний и навыков для достижения желаемых результатов. Поэтому бизнес-образование — это инструмент, который помогает преодолеть разрыв между текущим состоянием компании и намеченными целями. При этом для достижения реальных изменений необходимы не только теоретические знания, но и способность применить полученные навыки и модели в повседневной практике.

Современные подходы к обучению взрослых людей, особенно управленцев и предпринимателей, становятся все более гибкими и разнообразными — выбор программы зависит от этапа развития компании и ее специфики, а также от запроса самого лидера.

В чем специфика обучения руководителей в России?

Культурные особенности оказывают существенное влияние на подходы к обучению лидеров в каждой стране. Наглядно это можно показать с помощью модели, разработанной Эрин Мейер. Она выделяет восемь ключевых осей дифференциации культуры:

  • Коммуникация: низкоконтекстная (значение слов прямо и однозначно) — высококонтекстная (значение слов зависит от ситуации, интонации, жестов и других невербальных сигналов),
  • Критика: прямая — косвенная,
  • Убеждение: конкретное (практические примеры) — концептуальное (теории),
  • Лидерство: эгалитарное — иерархическое,
  • Принятие решения: консентное (обоюдное согласие) — иерархичное (распоряжение сверху),
  • Доверие: на основе общих задач — на основе отношений,
  • Несогласие: конфронтация — избегание конфронтации,
  • Планирование времени: жесткое — гибкое.

Эти оси помогают понять, как различные культурные контексты влияют на популярность тех или иных форматов обучения и на их восприятие взрослыми студентами. Рассмотрим ключевые особенности бизнеса и обучения руководителей в России через призму этой модели:

  • Ось коммуникации: важность контекста. В российской культуре большое значение придается нюансам, эмоциональной окраске речи и условиям общения. Это делает процесс обучения многослойным: для эффективного восприятия материала важно учитывать не только содержание, но и контекст, в котором происходит обучение. Важную роль играет личность преподавателя и его способность установить неформальный контакт с аудиторией.
  • Ось убеждения: приоритетность принципов, а не практики. В российской культуре важна аргументация и обоснование методов. Преподаватель должен объяснить, почему именно данный подход эффективен, какие у него границы применимости и в каких ситуациях он лучше всего работает. Голословные заявления или чрезмерно упрощенные формулы вызывают отторжение. Важно разбирать суть и глубинные основания предлагаемых решений.
  • Ось лидерства: высокая дистанция власти. Российская модель лидерства носит иерархический характер. Решения чаще принимаются на высшем уровне, и образовательные программы должны учитывать эту особенность. При обсуждении внедрения Agile и самоорганизующихся команд важно показать, как при этом изменились традиционные иерархические структуры в организациях. Необходимо также рассказывать, что получилось, а что не сработало при проведении этих трансформаций.
  • Ось несогласия: склонность к конфронтации. Несогласие и споры в российской культуре воспринимаются как часть конструктивного диалога. Участники обучения нередко задают вопросы, высказывают свое мнение, отличное от преподавателя, и открыто оспаривают его утверждения. Это стимулирует дискуссию, помогает уточнить позиции и показывает, что студенты активно вовлечены в процесс. Для некоторых культур столь «громкое» поведение студентов непривычно: например, на Востоке обучающийся ни в коем случае не может ставить под сомнение авторитет профессора.

Подходы, которые соответствуют национальной культуре, делают образовательные программы не только эффективными, но и максимально релевантными для участников. Поэтому ментальные особенности должны обязательно учитываться при разработке программ обучения руководителей. 

Что влияет на выбор программы обучения?

Директор департамента корпоративного обучения Школы управления СКОЛКОВО Денис Конанчук обобщил запросы руководителей на обучение за последние годы и сформулировал наблюдение, что они зависят от этапов развития компании:

  • Начинающие компании и организации на низких уровнях управленческой зрелости ищут понимание общих норм и базовые знания, чтобы избежать распространенных ошибок и выстроить эффективные процессы с самого начала. Они фокусируются на практических инструментах, которые помогут им быстро адаптироваться и добиться первых успехов.
  • Растущие компании стремятся перенять лучшие практики лидеров рынка и адаптировать их под свои условия. В этот момент они фокусируются на систематизации процессов и внедрении проверенных решений, что помогает повысить эффективность и подготовиться к масштабированию.
  • Лидеры рынка черпают вдохновение за пределами своей отрасли, изучая подходы в том числе из несмежных областях. Сравнение своего опыта с практиками и процессами из других сфер, будь то ритейл, медицина или космонавтика, может открыть неожиданные перспективы.

Также подходы к обучению могут сильно различаться в зависимости от текущего состояния компании.

  • В фазе выживания, когда компания сталкивается с кризисом, обучающие программы для лидеров часто фокусируются на форматах, позволяющих совместно разобраться в ситуации и найти решение. Это могут быть командные сессии, мастер-майнды, коучинг и выступления мотивационных спикеров. Такие форматы были особенно популярны в 2020 и 2022 годах.
  • На стадии стабилизации, когда компания ищет новые возможности для роста, наиболее полезными для управленцев оказываются стратегические сессии, семинары с экспертами, форумы и клубы, которые позволяют обсудить лучшие практики и рассмотреть успешные примеры из других стран. Большинство компаний находились на этой стадии в 2023 году.
  • В фазе роста, когда компания сосредоточена на увеличении эффективности и масштабировании бизнеса, образовательные форматы для управленцев становятся более глубокими и структурированными. Среди них — долгосрочные программы обучения (некоторые включают международные модули), проектные акселераторы или менторские форматы. Также в этой фазе лидеры могут ездить в образовательные экспедиции, которые позволяют посмотреть на мир под другим углом и найти новые идеи для развития. По статистике, в 2024 году большинство компаний уже прошли стадию стабилизации и находятся на стадии активного роста.

Какие тренды бизнес-образования доминируют в России?

Среди основных трендов, наблюдаемых на рынке российского корпоративного обучения, можно выделить следующие:

  • Операционная эффективность и организационные трансформации. Эта тема продолжает оставаться одной из приоритетных для российских компаний. Руководители активно ищут способы оптимизации процессов и повышения эффективности работы.
  • Развитие корпоративной культуры. Компании осознают, что культура напрямую влияет на успех бизнеса и начинают более активно работать над ее развитием.
  • Цифровая трансформация. Значимость этой темы с 2023 года несколько снизилась: большая часть задач по цифровизации уже интегрирована в повседневную деятельность компаний. Тем не менее, тема все еще остается актуальной.
  • Персонализированное обучение. Рост интереса к программам, которые учитывают индивидуальные потребности и цели участников, а также внедрение гибридных форматов обучения, когда сочетаются онлайн-курсы и очные тренинги.

Как сделать обучение максимально эффективным?

Эти простые, но мощные техники помогут не только качественно усваивать знания, но и превращать их в реальный инструмент, а также глубже осмыслять полученный опыт.

Фиксируйте информацию для лучшего запоминания

Согласно кривой Эббингауза (кривой забывания), большая часть новой информации теряется в течение первых нескольких часов после ее получения. Поэтому фиксирование ключевых моментов — обязательное условие для эффективного обучения.

Модель «Улиточка» — это инструмент, который можно использовать как для личных целей, так и для обучения в бизнес-школе. Подход помогает структурировать записи и максимально концентрироваться на главном.

  • Суть метода: Лист А4 делится на девять частей двумя вертикальными линиями и двумя горизонтальными, формируя матрицу 3 на 3. Записи ведутся по спирали, начиная с центральной ячейки матрицы.
  • Почему это эффективно: Такой формат вынуждает мозг выделять только самое важное. Ограниченное пространство стимулирует отбор ключевой информации, создавая своеобразный «архиватор знаний». В результате записи с очень насыщенного дня укладываются на 1–2 листах. Впоследствии можно в любой момент просмотреть матрицу, легко восстановить знания и использовать их в работе.

Делитесь новыми знаниями с окружающими

Существует три уровня освоения знаний:

  1. Я знаю. Осведомленность об инструменте или методике.
  2. Я применяю. Использование инструмента в реальных рабочих процессах.
  3. Я объясняю. Способность передать знания другим: коллегам, сотрудникам, руководителю.

Некоторые крупные компании требуют от топ-менеджеров проводить образовательные сессии для сотрудников: этот процесс развивает навыки коммуникации и способствует глубокой проработке темы.

  • Суть метода: От этапа «я знаю» нужно перейти к «я делаю», а затем — к «я объясняю».
  • Почему это эффективно: Один из главных принципов успешного обучения взрослых: знание остается в памяти только в том случае, если оно применяется на практике, а передача новой информации усиливает усвоение. Кроме того, обучение других способствует развитию лидерских качеств.

Совет: После каждого образовательного модуля пересказывайте основные идеи коллегам, которые не присутствовали на обучении. Это укрепит ваши знания и улучшит взаимодействие внутри команды.

Рефлексия

Этот инструмент — не просто размышления, а тщательный анализ того, что произошло, как это связано с вашим прошлым и имеющимися знаниями и какие выводы можно сделать для дальнейшего развития. Рефлексия помогает осознать полученный опыт, извлечь выводы и выявить ошибки. Этот процесс помогает понять, что было сделано правильно, а что можно доработать или исправить.

Суть метода: Записывайте выводы в конце каждого дня обучения. Например, на некоторых программах в Школе управления СКОЛКОВО участники ежедневно отвечают на ряд вопросов: что нового они узнали, как это можно применить, какие вопросы остались.

  • Почему это эффективно: Глубокое осмысление позволяет глубже понять материал и увидеть новые возможности для его применения.
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie