11 мая 2023
Статья

Как сделать топ-менеджмент эффективнее

Профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Алексей Улановский рассказал про особенности топ-команд и критерии их эффективного взаимодействия в материале для РБК Pro.
Как сделать топ-менеджмент эффективнее
Источник: Unsplash

Что такое топ-команда и какие у нее особенности

Существует много примеров компаний, в которых работа топ-менеджмента снижает общую эффективность компании. Ухудшается качество решений, возникают сбои в коммуникации, а иногда и организационные катастрофы. Чтобы избежать негативных ситуаций, необходимо четко понимать, что из себя должна представлять топ-команда сегодня. 

Команда топ-менеджмента — это особый организм. Применять к ним теории и понятия из области изучения команд нельзя. Например, в отличие от продуктовых команд, в топ-менеджменте невозможно отмерить точное начало жизни и конца команды. За исключением новых организаций и закрытия бизнеса, топ-команда — это непрерывный процесс изменений и обновлений. Также к такому типу взаимодействия сотрудников малоприменимы теории команд с гибкими границами. В организации топ-менеджмента взаимодействуют группы с четкой иерархией. 

Под командой топ-менеджмента подразумевают малую группу наиболее влиятельных руководителей на вершине организации. В большинстве случаев она состоит из СЕО (Президента или Председателя правления) и его непосредственных подчиненных. Ниже перечислены ключевые особенности топ-команд: 

Предельная сложность задач. Цели этих команд множественные, разноплановые и менее четкие, чем в других командах. Они часто выбраны из различных альтернатив. 

Управление внешней средой. Команда топ-менеджмента работает на границе организации и среды. Топ-команда должна мониторить и интерпретировать события и тренды, уметь формулировать ответы на них. На ней также лежит груз ответственности за отношения с партнерами, конкурентами, советом директоров и акционерами. 

Преобладание политического поведения. Суть команды руководителей — влияние на поведение других. Фактически основная задача топ-менеджмента — эффективно распоряжаться властью, поэтому присутствие политики и политического поведения гораздо более выражено в работе топ-команд, нежели в командах уровнями ниже. 

Повышенная заметность для других. За отношениями и поведением отдельных членов команды всегда внимательно следят другие сотрудники. Инциденты с топами нередко становятся событиями, которые попадают на страницы СМИ. Они могут влиять на имидж компании, на ее акции и другие составляющие. 

Состав команды. Такой концентрации мотивации власти и достижения мало, где можно встретить. Руководителям важно, чтобы их достижения были заметны и заслуженно вознаграждались.

Как повысить эффективность топ-команды

Чтобы значительно повысить эффективность топ-команд, необходимо поработать со следующими аспектами:

  1. Первый — асимметрия информации членов команд. Часто одни члены команды не делятся информацией с другими. Они могут делать это не только из-за внутренней конкуренции, но и банально потому что считают какую-то информацию само собой разумеющейся и не осознают, что остальные сотрудники могут ей не обладать. Для недопущения подобных ситуаций нужно информировать всех участников процесса. Например, на командных сессиях лидеры могут поделиться своими болями и запросами и тем самым дать другим более четкое представление о проблемах. 
  2. Второй фактор — асимметрия интересов. Члены топ-команд могут иметь разные лидерские повестки. Самая популярная метафора руководителей — лебедь, рак и щука. Этот образ точно передает такой вид асимметрии. Выход — общее обсуждение интересов каждого члена топ-команды.
  3. Следующий фактор — централизация власти у CEO. Есть стереотип, что в кризисные периоды руководителям лучше замыкать на себе большинство бизнес-процессов. Однако если вы централизуете все на одном человеке, возникает узкое горлышко. Замедляется принятие решений, быстрый обмен информацией между участниками и проработка альтернативных сценариев действий. Чтобы этого избежать, необходимо построить элементы культуры реальной команды. Например, внедрить кросс-функциональные обязанности или привязать бонусы к общей эффективности компании. 
  4. Наконец, последний фактор плохая организация обсуждений. Предпочтение только тет-а-тет переговоров с участниками или избегание группового обсуждения мешает быстрому достижению целей. Управлять групповой коммуникацией, а тем более конфликтами, — сложно. Нужно учиться модерировать групповые дискуссии

Более подробно о топ-командах и их эффективности читайте в материале на rbc.pro.ru

***

Статью подготовила Вера Макарова

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie