Основной принцип построения презентаций
Когда презентации только появились, большинство из них были скучными и не несли никакой пользы для аудитории. Со временем проблема стала шире — теперь презентации бывают не только скучными, но еще и часто бессмысленными, бездоказательными и порой излишне эмоциональными. Люди читают текст слайдов вслух, придумывают неуместные шутки и выдают много лишней информации. Как сделать так, чтобы не допустить этих ошибок и составить хорошо структурированную презентацию?
Основа успешных публичных выступлений заключается в драматургии. Например, люди, которые выступают на TED с лекциями, создают динамичные презентации и прогоняют их на репетициях примерно до семи раз. Все они в основном руководствуются тремя правилами написания романа:
— Человек.
— Желание человека.
— Невозможность человека получить желаемое.
В книге Джона Труби «Анатомия истории» есть более детальное описание хорошей истории или презентации, которая сможет увлечь читателя:
— Начало. Появляется герой со слабостью или с какой-то уязвимостью. У него есть некое желание, например, устранить эту уязвимость. В начале также часто возникают проблема на пути к достижению желаемого и оппонент.
— Середина. Далее у героя появляется план с множеством трудностей при реализации задуманного. Часто он не срабатывает, чтобы читателям или зрителям было не скучно.
— Конец. В финале герой может так и не достигнуть желаемого, но он обязательно сделает какое-то открытие: про себя, жизнь или других людей.
Создатель компании Apple Стив Джобс использовал сопровождение к своим публичным выступлениям по такой же схеме. Нашумевшую презентацию MacBook Air за 2007 год условно можно разбить на такие части:
— Начало. Герой — корпорация Apple. Уязвимость — свободное пространство в продуктовой линейке: есть MacBook, MacBook Pro, а чего-то между ними не существует. Желание компании — занять эту нишу. Проблема заключается в наличии альтернатив. Главный оппонент компании — Sony TZ Series, ноутбук с похожими параметрами.
— Середина. План корпорации заключается в создании самого тонкого ноутбука. Во многом Apple выигрывает у остальных компаний, потому что улучшает практически все детали.
— Конец. В конце становится понятно, что новая модель ноутбука — это красиво, удобно, хорошо сделано с инженерной точки зрения, и еще и суперэкологично. Слушатели делают открытие — ноутбук, о котором раньше все могли только мечтать, уже существует.
По такому принципу можно создать любую презентацию, однако, чтобы лучше попасть в свою целевую аудиторию, нужно учитывать уровень подготовки и заинтересованности слушателей.
Способы воздействия на аудитории
По данным многочисленных исследований, при любом публичном выступлении важны два параметра — мотивация и экспертиза. Мотивация показывает, насколько люди вовлечены изначально. Экспертиза — насколько конкретный человек разбирается в теме.
С людьми с низкой мотивацией и низкой экспертизой хорошо работает развлечение. У кого чуть больше мотивации — информирование. Слушателям с высокой экспертизой можно что-нибудь продать, а с теми, у кого вдобавок и высокая мотивация, нужно вести диалог.
Конечно, в любой презентации могут присутствовать сразу все четыре элемента, но лучше, если они будут в разной пропорции. Это может выглядеть так:
Еще можно рисовать круги, чтобы определить основную зону влияния на аудиторию:
Теперь давайте разберем каждый элемент и подходящие приемы.
Продажа:
— Используйте цели в терминах действия: не говорите «я хочу рассказать, что…», просто говорите.
— Обсуждайте проблему, даже если это неудобно. Делайте это по схеме «проблема-решение-иллюстрация-доказательство».
— Используйте глаголы в заголовках.
— Задавайте себе вопросы: «что я хочу, чтобы сделал кто?», «какие у меня основания этого хотеть?». Так вы поймете, зачем ваш товар или услуга нужны людям.
— Показывайте изменения в сравнении с прошлым: как ваше решение меняет мир?
Информирование:
— Используйте для наглядности mind mapping или другие средства визуального планирования.
— Составьте в начале оглавление.
— Резюмируйте сказанное несколько раз.
Развлечение:
— Рассказывайте уместные шутки, забавные факты по теме.
— Делитесь личными историями.
— Создавайте анимацию.
— При желании пройдите курс по стендапу.
Диалог:
— Пользуйтесь чатом или личной обратной связью.
— Придумывайте простые слайды.
— Пишите вопросы на слайдах и задавайте их сами аудитории.
Узнать больше об эффективных публичных выступлениях можно на программах SKOLKOVO MBA и Executive MBA. Если вы хотите научиться эффективно преподносить свои кейсы и проекты и производить впечатление на аудиторию, приходите на программу!