01 декабря 2023
Статья

Как развивать исследовательскую этику?

За исключением скандальных случаев, исследовательская этика – редкая тема для обсуждения в российской науке. Когда вопрос все-таки поднимается, обычно все сводится к разработке специального курса или санкциям за плагиат. Однако если в университете или исследовательском институте этика отсутствует как ценность и не интегрирована во все процессы, усилия остаются формальными.
Как развивать исследовательскую этику?

Исследовательскую работу можно разложить на три составляющие:

  • исходные условия – культура, нормы и атмосфера институции;
  • собственно исследовательский процесс – соответствует требованиям актуальности, точности и воспроизводимости результата;
  • результат – исследования в интересах общества и как обратная связь поддержка стейкхолдеров.

На каждом из этих этапов можно спросить: все ли этично?

Дальше речь пойдет в первую очередь об исходных условиях, с которыми ученые приступают к работе. Это организационная культура и нормы, которые транслируются руководителями и закрепляются в политиках и процедурах. Сюда же относится включение носителей различных картин мира и точек зрения в академическое сообщество. Добросовестные исследовательские практики должны приводить к актуальным, точным и воспроизводимым результатам.

В лекции для участников нашей программы «Лидеры научно-технологического прорыва» Майкл Каличман, эксперт по этике Калифорнийского университета в Сан-Диего, рассказал, как поощрять этику в исследовательских практиках.

Что мотивирует ученых? Исследователи по всему миру стремятся к росту количества публикаций, к статьям в журналах с высоким импакт-фактором, увеличению числа грантов, руководству многочисленными исследовательскими группами. Они хотят быть первооткрывателями и всегда доказывать свою правоту. <...>

Мы хотим получить все это, но, к сожалению, существующие стимулы не обязательно ведут к соответствию этическим требованиям. Они существуют для поощрения людей, стремящихся к известности, ресурсам, публикациям в конкретных журналах. На самом деле стимулы, которые сейчас используются в академической среде, могут негативно влиять на соблюдение исследовательской этики.

Можно спросить: что необходимо поощрять для продвижения добросовестных исследований? Ответ может быть следующим:

  1. воспроизводимость результатов исследований — могут ли другие повторить то, что вы сделали?
  2. правильная методология — исследования должны быть спроектированы так, чтобы их можно было воспроизвести;
  3. система научного руководства — нужно поощрять исследователей за руководство, которое поможет студентам стать добросовестными учеными;
  4. прозрачность — находясь в открытой среде, люди свободно говорят о том, что они делают, не опасаясь нездоровой конкуренции, плагиата или цензуры;
  5. коллаборация — делиться информацией о работе друг с другом, сотрудничать с другими акторами и стейкхолдерами.
(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie