Образовательная программа | Лидерство и личное развитие | Открытые программы

Сила наших связей: как формировать свое окружение

Программа, посвященная управлению социальным капиталом и созданию эффективной системы социальных связей
Запросить презентацию
04 июля 2024
Статья

Как работает социальный капитал в бизнесе: лекция Светланы Миронюк

Товарищ с университетских времен, бывший начальник, ушедший на повышение в 2019-м, профессионал из смежной сферы, с кем как-то разговорились на конференции – все вместе это не только круг знакомств, но ваш социальный капитал. Его можно приумножить, инвестировать и даже дать в долг, а его объем влияет на вашу карьеру и, в целом, успех в жизни.
Как работает социальный капитал в бизнесе: лекция Светланы Миронюк

Лекцию о роли социального капитала как инструмента влияния в деловой среде прочитала профессор бизнес-практики, проректор по операционной деятельности и цифровому развитию Школы управления СКОЛКОВО Светлана Миронюк.

Что такое социальный капитал?

Если по-простому, круг знакомств, накопленные связи и отношения, а также реальные и потенциальные выгоды, которые можно из этих связей извлечь – речь не только о прямых материальных выгодах, но и об эмоциональных и психологических, как бы материалистично это ни звучало.

Академическое же определение (авторства французского социолога Пьера Бурдье) звучит так: это совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием прочной сетью в институционализированных отношениях взаимного знакомства и признания.

Основные тезисы

Человек – природный коллективист. Жизнь во взаимодействии с другими людьми эволюционно присуща Homo Sapiens. В исторической перспективе одиночке не выжить, что нашло отражение в биологии и психологии: люди, против воли исключаемые из общества, чувствуют так называемую социальную боль.

Это факт, подтвержденный экспериментами с МРТ: одиночество, ощущение исключенности из группового взаимодействия отражается возбуждением определенных участков коры головного мозга, сопоставимых по локализации с болью физической.

Почему круг знакомств – это капитал? Потому что дает возможность получать добавленную стоимость. Инвестиции (развитие) отношений могут принести дивиденды: поддержку в нужную минуту, совместные проекты и рекомендации, например.

Социальный капитал можно даже давать в долг: это когда вас просят помочь найти нужного человека, замолвить словечко, порекомендовать что-то, и вы безвозмездно тратите свое время и связи на это. Верно и обратное – ссоры, отказы в помощи чреваты снижением капитала.

Социальный капитал и ВВП. Как характеристика общественная и страновая социальный капитал коррелирует с внутренним валовым продуктом: чем выше общий социальный капитал членов общества, тем, в среднем, выше национальный ВВП.

Один из ключевых элементов социального капитала – доверие. В обществах, где люди быстрее договариваются друг с другом, быстрее находят общий язык и не ждут постоянно подвоха, бизнес-проекты запускаются быстрее и зачастую работают эффективнее.

Как круг знакомств влияет на счастье. Чем выше социальный капитал человека, чем глубже и разнообразнее сложились отношения с другими людьми, тем он скорее проживет долгую, здоровую и в конце концов счастливую жизнь.

Верно и обратное: одиночество убивает. В прямом смысле: есть корреляция, например, с деменцией. Эта проблема давно вышла на национальный уровень, в ряде стран есть программы по проблемам одиночества, созданы «министерства счастья».

Социальный капитал и инновации. Новые идеи возникают во взаимодействии, в пересечении, в общении людей разных должностных, профессиональных и возрастных групп – и социальный капитал здесь играет роль.

В Microsoft такой тип взаимодействия называют «встречей у кулера». Когда в пандемию все оказались заперты в своих домах, системное взаимодействие коллектива уменьшилось, что сказалось на способности IT-гиганта создавать инновации.

При чем тут мировоззрение. Для человека с молотком все похоже на гвоздь, который он стремится забить. Финансисты, спортсмены, юристы, айтишники склонны смотреть на жизнь через узкие рамки паттернов поведения, принятых в их кругу.

Если вы хотите расширить горизонты возможностей, в том числе в профессиональной сфере, начните общаться с людьми из других кругов, и тогда в вашей библиотеке решений появится гораздо больше опций – это так называемый «отраслевой перенос». Инструменты, тривиальные в другой сфере, в вашей могут оказаться ноу-хау.

Как строится социальный капитал. По-разному, но есть три базовых сценария. Первый – это замкнутые миры: устойчивые команды, переходящие из компании в компанию из года в год. Сильные стороны –  лояльность, доверие, поддержка, минус – отсутствие свежих идей. Закрытая система.

Второй сценарий – по-английски bridging capital, строительство мостиков между разными группами людей, из разных индустрий, из разных поколений, из разных регионов. Ключевой элемент – личность центральной фигуры, вокруг которой группируются остальные.

В третьем случае капитал формируется по модели мультипликатора. Это человек с огромной записной книжкой, который всех знает, которого все знают. Очень открытая система, с притоком идей нет проблем, но там мало доверия, плюс поддерживать избыточное число социальных связей очень тяжело.

Можно ли сочетать разные сценарии. Можно: если мы определим границы своего круга общения и поймем, что он слишком замкнутый, имеет смысл его расширить, не чуждаться новых социальных связей. И наоборот – избавиться от излишних, уменьшив свою социальную нагрузку.

Конечно, многое присуще нам органически, как черта характера, и по природе застенчивому человеку будет непросто выйти из скорлупы. Факт в том, что осознание ситуации, понимание преимуществ разных вариантов построения связей может подтолкнуть к более гибкому сценарию.

Почему дальние знакомые важны. Согласно концепции социолога Марка Грановеттера, ключевое значение для карьеры имеют слабые социальные связи – это когда вы с кем-то знакомы, нечасто общаетесь, но поддерживаете связь.

Силы слабых связей в том, что люди, которые находятся на периферии наших отношений, могут быть нам гораздо полезнее в профессиональном и карьерном продвижении, чем те, кто нас очень хорошо знает. Это парадокс, но доказанный эмпирически.

Впечатление «настоящего профессионала», которое сложилось о вас в ходе мимолетного разговора на конференции, через какое-то время может материализоваться в виде предложения совместного проекта или новой работы. Слабые связи могут подсказать совершенно неожиданные решения, ключевой элемент тут – первое профессиональное впечатление.

Вывод

Если вы хотите двигаться профессионально и карьерно, имеет смысл провести «аудит», чтобы понять, какие вокруг вас сложились профессиональные круги общения.

Кто знает вас, кого знаете вы?

Откуда эти люди – из вашей сферы или не только? 

Какое у вас реноме?

Какой баланс сложился при построении отношений с людьми – вы скорее принадлежите к открытой или закрытой системам?

Чем больше у вас не просто близких друзей, не просто коллег и тех, кто варится в той же среде, а контактов из «внешнего мира», тем выше вероятность продвижения вас лично по профессиональным рельсам.

Инструментом тут выступает не только приобретение и поддержание новых связей, но и «размораживание» старых: если вы вместе выросли, учились, работали, отдыхали, а потом ваши пути разошлись, это не значит, что такие связи нельзя восстановить.

Часто люди с удовольствием возвращаются к прошлым приятельским или дружеским отношениям, если они ассоциируются у них с доверием и приятными эмоциями, а расставание произошло без катаклизмов, ссор и конфликтов.

К таким отношениям можно вернуться и спустя 5-10 лет – доказано практикой.

Материал подготовил Григорий Маслов

(0)
(0)

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie