Принятие решений в теории и на практике
Обычно мы даже не задумываемся над тем, как мы принимаем решения. Вне зависимости от сложности теоретический план по решению проблемы всегда выглядит так:
- Сбор информации.
- Изучение обстоятельств и возможных рисков.
- Подсчет условной стоимости принятия решения — то, чем мы жертвуем.
- Изучение необходимых ресурсов.
- Создание альтернатив.
- Обращение за советом к другим людям.
- Обращение к своему опыту.
На самом деле все работает немного по-другому. Большинство делают выбор нутром. Когда вы покупаете дом, у вас складывается целый план по его покупке с кучей критериев: функциональность, стоимость, площадь, эстетика и другие. Как и планировалось, по этим критериям ваша семья сокращает список подходящих домов, однако в итоге вы покупаете тот дом, который понравился, например, вашей жене.
Многие первоначальные критерии теряют в значимости, когда нужно делать окончательный выбор, и нередко интуитивные решения оказываются самыми верными. Так происходит, потому что у нас есть правое и левое полушария. Те, у кого больше развито левое полушарие, более рационально себя ведут, стараются принимать логические действия и собирают много дополнительной информации. У тех, у кого больше развито правое полушарие, много творческих идей, и они часто ориентируются на интуицию.
Возникает вопрос: стоит ли нам прибегать к глубинному анализу или нужно просто довериться своим ощущениям?
Влияние интуиции
В процессе принятия решения интуиция — это критически важный элемент, однако у нее есть несколько недостатков, которые нельзя игнорировать:
- Большое внимание первоначально полученной информации и упущение вторичной.
- Избегание альтернатив и ориентир на собственное чутье.
- Поиск доказательств своих суждений. На подсознательном уровне мы ищем информацию, которая будет подтверждать нашу правоту. Например, вы хотите купить определенный автомобиль и ищете причины, почему вам нужен именно он.
- Желание сделать акцент на возвратные затраты. Предположим, многие продолжают увеличивать количество сотрудников и объемы бюджета на проект, который уже прогорел по срокам и не выполнен до конца. Они верят в решение, которое было принято давно и уже не актуально.
Чтобы избежать возможных ошибок при ориентации только на интуицию, необходимо провести анализ.
Важность анализа
Анализ — логический и систематический способ. Без анализа вы не сможете увидеть картину целиком. Например, если у вас будет пачка квитанций, вы ничего не поймете. А если у вас будет точная отчетность по продажам в регионах по прошлому и текущему году, вы сможете быстро сориентироваться и сделать какие-то выводы.
Проводить анализ следует следующим образом:
- Очерчивание границ проблемы.
- Выбор нескольких критериев.
- Выбор нескольких альтернатив.
- Выбор самой благоприятной альтернативы.
- Окончательное принятие решения.
При анализе можно столкнуться со следующими трудностями:
- Перебор или недобор информации.
- Неверная информация.
- Чрезмерный анализ, который замедляет процесс принятия действий, но при этом смягчает страх.
- Дополнительный анализ. Предприниматели считают, что он может убить любую инициативу в любой организации.
Чтобы действия приводили к эффективному результату, стоит ориентироваться и на интуицию, и на рациональный анализ.
Научный подход к принятию решений
По мнению ученых, помимо интуиции и логики на принятие решений также влияет восприятие определенной ситуации. Если мы думаем, что мы, скорее всего, что-то приобретем в ситуации необходимого принятия решения, мы не хотим идти на риски. Если мы считаем, что ситуация для нас скорее негативная, мы с большей охотой готовы рисковать.
На восприятие ситуации влияют определенные особенности личности, как-то классифицировать их практически невозможно. А использовать интуицию и анализ и знать недостатки их использования — необходимо.
Алгоритм принятия выбора
Четкого алгоритма, как принимать важные решения, нет. Но можно воспользоваться чек-листом принятия решений ACE Decision Making Checklist:
- Послушайте свою интуицию.
- Придумайте 3-5 гипотез, которые станут возможными альтернативами.
- Создайте несколько критериев для проверки своих гипотез. Их должно быть минимум две.
- Выберите лучшую альтернативу.
- Примите окончательное решение.
Ориентироваться в ситуации и принимать решения, которые ведут к результату, учат на программе SKOLKOVO Executive MBA. В период обучения вы систематизируете управленческие знания для эффективного стратегического управления бизнесом в разных сферах. Приглашаем топ-менеджеров, предпринимателей и собственников бизнеса!