Прежде всего, давайте разберемся с определением термина «представление». Представления — это комплекс понятий и схем, через которые человек видит окружающий мир. Меняя представления, мы словно меняем очки, получая большую резкость, четкость и ясность видения.
Когда представления развивают/тормозят бизнес
Современный предприниматель часто сталкивается с трудностями при достижении бизнес-целей. Когда он не может решить рабочую задачу, часто спускается до уровня систем — своих представлений о компании и индустрии. Если представления собственника при этом не соответствуют действительности или не синхронизированы с командой, это может стать серьезным стоп-фактором для развития организации.
Причины, которые могут приводить к изменению адекватных представлений:
- Ежедневный информационный поток. Динамика изменений деловых и регуляторных практик, которые происходят в обществе, не позволяет руководителю «поднять голову» на уровень целей. Основная масса людей в этот момент напоминает хоккеистов, которые постоянно сосредоточены на движении шайбы вместо видения игры. Например, чтобы понять важна ли та или иная новость для компании, собственники вынуждены постоянно погружаться в контекст. Из-за этого они теряют общий фокус, который важен для верхнеуровневого управления процессами и анализа всего рынка. Внимание рассеивается, показатели падают, решения запаздывают.
- Быстрый рост команды. Когда численность участников слишком большая, предприниматель не может заниматься тщательным отбором сотрудников и трансляцией своих ценностей. Уже невозможно бывает запомнить всех в лицо, провести с каждым личный разговор, донести видение и ключевые особенности работы компании. Если не придумывать новые способы работы с представлениями у членов команды, то при уходе опытных сотрудников и приеме в команду новых работников представления не восполняются.
- Слабая организация обратной связи. Во многих структурах предприниматель до сих пор — «царь и бог». Сотрудники опасаются высказать ему личное мнение, и это приводит к ошибкам, заблуждениям и неадекватному пониманию ситуации. Кроме того, сегодня часто возникает «понятийная катастрофа»: сотрудники используют слова и понимают их по-разному. Из-за этого часть команды может думать одно, а другая — противоположное.
Как можно работать с представлениями
Чтобы внутри компании было адекватное выровненное представление о бизнесе и индустрии, предпринимателю важно работать с собственными представлениями, а также постоянно поддерживать синхронизацию внутри команды. Сложность в том, что малому и среднему бизнесу неоткуда черпать понимание того, что с этим делать. В большинстве деловой литературы разбираются проблемы крупных корпораций, а предпринимателю тем временем необходимо сделать так, чтобы все сотрудники смотрели в одном направлении.
Избежать непонимания можно. Несколько эффективных способов для синхронизации представления внутри компании используются на программе «СКОЛКОВО Практикум».
- Игры. Игровой режим учит предпринимателей действовать не так, как они привыкли. Единственный способ выиграть в такой игре — увидеть всю ситуацию целиком и научиться управлять другими игроками. Умение обыгрывать других предпринимателей повышает эффективность управления процессами, а внедрение чужих стратегий в свою деятельность позитивно влияет на организацию.
Кроме того, если собственнику нужно «отработать» конкретную ситуацию, он может кастомизировать игру под себя: написать свой сценарий и решить в режиме симуляции реальную задачу. Таким образом он получит понимание, как его идея будет реализовываться на практике в различных вариантах и какие последствия возможны, исходя из условий. Правильно выстроенная игра поможет внедрить изменения на рынке и предвосхитить тренды.
- Схематизация. Речь идет о схемах по устройству таких объектов как рынок, компания, бизнес-модель, а также о схемах способов управления этими объектами. К примеру, собственникам, которые имеют амбицию стать лидером рынка, для начала нужно построить схему, позволяющую увидеть устройство их рынков и определить ключевые точки для своего воздействия.
Схемы структурируют мышление, способствуют коммуникации, помогают организовать деятельность и ее управление.
Чтобы освоить практику схематизации, нужно:
- Выработать совместный вокабуляр: морфологию, синтаксис, семантику языка схематизации (какие знаки и графемы мы используем для обозначения понятий и смыслов, каким образом читаем и строим схемы объектов и наших действий). К примеру, один из самых важных знаков — фигура человека. Размещая на схеме «человека», мы в том числе можем разместить себя внутри контура рассмотрения ситуации, увидеть наши цели и способы работы;
- Освоить способы коллективного мышления и коммуникации с использованием схем;
- Внедрить в процессы и пространство инструменты схематизации и визуализации (флипчарты и доски, цифровые пространства Miro, Stormboard и другие);
- Выполнить на основе реальных задач и вопросов упражнения на схематизацию рынка и бизнес-модели компании;
- Создать альбомы схем, в которых будут учтены самые удачные и неудачные варианты, в том числе базовые представления о бизнес-модели компании, продукте, системе управления, рынке в виде схем. И далее транслировать внутри команды, иногда подвергая их перепроверке.
- Способы М-К-Д (мышление-коммуникация-деятельность). Менять свои способы мышления, коммуникации и деятельности почти невозможно в одиночку.
Здесь помогает партнер-предприниматель, взаимодействие с которым позволяют собственнику увидеть себя со стороны, организовать необходимую рефлексию, выстроить новые способы М-К-Д и попробовать их применить. Это способствует достижению новых результатов и повышает общую эффективность компании.
- Работа с собственными представлениями. Умение отрефлексировать происходящее, успехи и неудачи, и поменять то, что требует изменения. Ответить себе на три группы вопросов:
- Что происходит в индустрии и рынке? Какие стратегии и сценарии существуют и возможны? В чью игру мы «играем» или же разворачиваем ее сами?
- Что убьет нашу компанию и рынок?
- В чем ключевая несостоятельность нашей бизнес-модели относительно ситуации?
Эти вопросы запускают процесс изменений и развития. Первый вопрос, связанный с ситуацией в индустрии, влияет на рост или падение показателей. Например, из-за изменения международной ситуации бизнес может либо расти невероятными темпами, либо стагнировать. Второй вопрос помогает вовремя поменять бизнес-модель и при необходимости перейти на другой рынок. Третий вопрос может спасти организацию и даже способствовать поиску новых способов увеличения прибыли.
Как это работает в реальности
Что со всеми этими схемами и рефлексией делать в реальной жизни, рассказал выпускник «СКОЛКОВО Практикум», серийный предприниматель Анатолий Кузьменко:
«Конкретно мой бизнес связан с кино. Индустрия с 2020 по 2022 год пережила сильные кризисы. Сборы в пандемию упали до нуля, и бизнес-модель пришлось полностью пересобирать. Когда я только пришел на программу, меня попросили нарисовать карту денежных потоков. Сначала вместе с командой мы придумали цепочку из поставщиков и покупателей, но это было не то. Потом сделали карту денежных потоков страны, киноиндустрии, всех крупных игроков, но это снова не подошло. Уже на последнем этапе описали всю индустрию развлечений, начиная с мирового рынка и заканчивая нашей компанией, и пазл сложился.
Как только на бумаге возникло понимание своего места в общей системе индустрии, мы сразу отбросили ненужные стратегии. Например, мы хотели заходить на онлайн-платформы. После создания карты стало ясно, что основной бенефициар на интернет-площадках — крупные финансовые группы, например, «Сбербанк» и «МТС», которые продвигают подписную модель монетизации. Они используют платформы как инструмент, а не как исключительно бизнес, и конкретно наша организация не могла с ними конкурировать. Мы выяснили это только после изменения мнения о своем бизнесе и его ограничениях.
Также оказалось, что большинство аудитории компании заинтересовано в наших технологиях. Мы проанализировали, что делают конкуренты, и сфокусировались на новом технологическом аспекте — создании цифровых аватаров людей, которые ходят в кино. Собранные данные о кино-предпочтениях пользователей мы стали передавать рекламодателям, и сейчас наша выручка растет на 5-10%.
В итоге мы изменили нашу бизнес-модель, но не отказались до конца от предыдущей. Мы так же остались технологической компанией, но, выйдя на новый уровень восприятия происходящего, выросли по многим направлениям в 5 раз за последний год».
Таким образом, то, как собственник и его команда понимают концепцию и идеологию компании, насколько это понимание синхронно, адекватно действительности и запросам рынка, напрямую влияет на эффективность управления и дальнейшее развитие. Особенно это важно в процессе стратегирования в малом бизнесе. Ведь в отличие от крупных корпораций, где погрешность нивелируется масштабом и сложной системой принятия решений, в небольшой компании даже крошечная ошибка в стратегии может стать фатальной.
Больше о предпринимательском мышлении и возможностях пересборки бизнеса в условиях постоянно меняющейся реальности можно узнать по ссылке ниже.