В 2020 году международная мобильность потерпела сокрушительный крах. Однако рано или поздно, так или иначе, все вернется на круги своя, и студенты снова поедут учиться за рубеж. А сейчас самое время подобрать правильную программу.
Какие цели вы ставите перед собой перед тем, как выбрать программу и подать документы на зачисление в зарубежный вуз?
Мы ориентируемся на 5-ти летний опыт работы программы «Глобальное образование». Программа успешно действует с 2014 года и охватывает программы магистратуры и аспирантуры по пяти направлениям: инженерия, наука, образование, медицина и социальная сфера. Участники получают грант на обучение в 288 топовых мировых университетах в 32 странах, а потом возвращаются в Россию и работают по той специальности, на которую получали финансовую поддержку от государства.
Получение гранта было возможно, если кандидат самостоятельно поступал на одну из утвержденных образовательных программ. При этом какими целями он руководствовался и насколько его выбор программы и университета был осознанным – на входе в Программу «не измерялось» и не оценивалось. Другими словами, участники «Глобального образования» ориентировались на формальный аспект в виде списка утвержденных образовательных программ и на собственные цели, мотивацию и персональные параметры выбора.
Что из этого получилось? Мы четко видим две разные траектории:
Первая – углубление в сферу. Участник выбирает программу с учетом первого (предыдущего) высшего образования и тем самым углубляется в сферу и специальность, повышая свою квалификацию или устраняя пробелы бакалавриата.
Вторая – кардинальная смена специальности. Например, юристы или экономисты по первому образованию идут на IT-программы или лингвисты выбирают инженерные специальности.
Ни первая, ни вторая траектория не являются единственно правильной. В чем плюсы и минусы каждой – предлагаем разобрать.
На выбор той или иной траектории влияет наличие опыта работы, ожидания от нового образования и понимание, для чего нужно дополнительное образование в принципе. Тех, кто выбирает первую траекторию, как правило, устраивает их сфера и есть желание развиваться в ней дальше, или есть стремление упростить себе процесс обучения за рубежом. Наличие базовых знаний в выбранной сфере не только упрощает понимание материала, но иногда позволяет перезачитывать отдельные учебные курсы и в результате снижает учебную нагрузку. А высвободившееся время можно использовать для стажировки, дополнительных курсов, участия в волонтерских проектах или просто для путешествий. Такие студенты находятся в более выгодной ситуации, обычно у них не бывает проблем с обучением и дальнейшим трудоустройством.
Но иногда те, кто выбирают эту траекторию, не получают новых, более глубоких знаний или навыков, и повышение квалификации получается не таким результативным, как хотелось бы. Хотя, если ожидаемым результатом было получения зарубежной «корочки», то эта цель, конечно, достигается. Избежать разочарования можно, более детально изучая содержание программ на сайтах университетов и предметные рейтинги (Rankings by subject) на старте. Программы магистратуры даже внутри одного университета могут кардинально отличаться глубиной и сложностью программы. При этом формальный результат – degree – на выходе будет одинаковым, а вот образование – различным. Возвращаясь к теме осознанности, зарубежное образование – это статус («социальный значок»), знания, networking или fun time?
Сложности чаще возникают у тех, кто выбирает второй путь – кардинальная смена специальности относительно первого высшего (или предыдущего) образования. Учиться в таком случае придется в три раза больше, особенно при отсутствии базовых знаний в новой сфере. Для некоторых студентов это становится серьезным испытанием, после которого не всегда наступает якобы заслуженная награда.
К сожалению, эффект от образования (в т.ч. зарубежного) ощутимо снижается, если в качестве параметров выбора программы у потенциального студента заложены исключительно «простота» программы, экзотичность страны (например, Австралия) и желание пожить или «потусить» за рубежом (образовательный туризм). Как правило, студенты, которые ориентируются на такие цели, потом сложнее адаптируются в России после возвращения и с большими трудностями находят работу. А работодатель со своей стороны не видит достаточной квалификации и существенной пользы от таких сотрудников.
Что же делать тем, кто получил первое образование без внятных мотивов или по каким-либо причинам хочет сменить свое профессиональное направление, потому что вдруг понял, что его теперь вдохновляет другая сфера?
При принятии решения о смене специальности по отношению к первому (предыдущему) образованию должна быть мотивация высокого уровня, подготовленность и предрасположенность к новой сфере.
Магистерские программы можно условно разделить на два типа:
- введение в сферу и общие знания по теме (Master of Education, Masters of Public Administration),
- узкие, специфические и углубленные знания, основанные на уже имеющейся базовой подготовке (Advanced Computational and Civil Engineering Structural Studies, Satellite Systems Engineering).
На эту простую типологию стоит обращать внимание при выборе траектории: для смены специальности – поступать на более общие программы, для продолжения обучения по уже понятной теме – выбирать более глубокие и содержательные программы.
Из нашей многолетней практики работы по программе «Глобальное образование» можно выделить следующие существенные факторы, которые приводят к совпадению ожиданий и конечного результата: предметные рейтинги образовательных программ, тщательное изучение содержания программ, методов и форматов образования на официальных сайтах университетов, знакомство с историями выпускников программ и в целом наличие сообщества выпускников, научная и реальная профессиональная деятельность профессоров того или иного факультета.
Взгляд изнутри
Что думают сами студенты, прошедшие обучение за рубежом? Мы поговорили с участниками программы «Глобальное образование».
«Стремление получить магистерскую степень в области нейронаук в образовании стало результатом моего десятилетнего опыта в сфере международного образования. Несмотря на то, что мое первое высшее образование было связано с экономикой и китайским языком, свою профессиональную деятельность я связала с международным образованием и консалтингом. В процессе работы со студентами я замечала системные проблемы в освоении логики английского языка. Мое желание понять суть проблемы и обеспечить эффективные методы обучения, основанные не на популярной литературе о мозге, а на масштабных научных исследованиях, привело меня к науке о мозге. Несмотря на то, что магистратура в Гарвардской Высшей школе образования длится всего один год – этого достаточно, если есть четкое понимание целей, задач и вопросов, а также ресурсы для из реализации».
Евгения Ефремова,
Гарвардский университет (США), научный сотрудник кафедры «Клиническая психология и психофизиология» УрФУ
«В моем случае произошло скорее углубление, чем смена специальности. По возвращении домой я участвую в примерно тех же проектах, что до отъезда, и примерно на тех же позициях. Возможно, благодаря учебе за рубежом, я стал чуть более придирчив к результатам своей работы и к самим проектам, чаще отказываясь от чего-то, в чем я не вижу большого смысла реализации».
Иван Никитин,
Университет Монаша (Австралия), аналитик Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ, исполнительный секретарь Евразийской Ассоциации оценки качества образования
«Специальность Public Policy я выбрала не случайно, именно такое дополнение к имеющейся квалификации в части управления персоналом позволило впоследствии перейти в госсектор и заниматься управлением персоналом уже для поддержки сложных общественных проектов».
Алена Гейдт,
Редингский университет (Великобритания), эксперт Центра инновационных образовательных технологий РАНХиГС, победительница конкурса «Лидеры России», HR-директор АНО «Платформа НТИ» и АНО «Университет 20.35»