02 августа 2024
Статья

Как правильно ставить цели проектов изменений: чек-листы для руководителя

Больше половины (68%) проектов трансформации компаний не приносят желаемого эффекта, по данным консалтинговой компании Bain. Ключевая причина провала – отсутствие у руководства четкого понимания цели проекта изменений.
Как правильно ставить цели проектов изменений: чек-листы для руководителя

Профессора бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Павел Алферов и Марина Починок создали подборку чек-листов для руководителей. Они как навигатор помогут выбрать правильную цель трансформации и добраться до нее самым коротким путем.

Что нужно для запуска изменений?  

«Нанимать лучших и удерживать их как можно дольше», – так сформулировал цель руководитель одной российской компании, когда решил оптимизировать ее HR-политику. При этом инструкции к изменениям от него не последовало. Лучшие сотрудники – это какие? Как их удерживать? Долго – это полгода или десять лет? 

Чтобы правильно «упаковать» проект изменений, важно на старте ответить на пять вопросов плюс один ключевой. Мы называем их «Пентабазис»: 

  1. ЗАЧЕМ и для КОГО? Зачем нужен проект? Какую проблему он решает? Для кого он реализуется? Важность и срочность — почему сейчас нужно заняться проектом?
  2. ЧТО? Что вы ожидаете получить на выходе? Цели, эффекты, целевые показатели, промежуточные и финальные результаты.
  3. КАК? Каким путем пойдете к цели, как будете получать результаты? Варианты решений с учетом сроков и затрат, этапы и блоки работ.
  4. КТО? Кто будет принимать решения? Кто будет выполнять работы? Кто заинтересованные стороны? Полномочия, компетенции, распределение ответственности между ними. 
  5. ЧЕМ? Какими ресурсами нужно обеспечить проект? Люди, материалы, помещения, оборудование, информация.

При этом в основе Пентабазиса лежит базовый вопрос: зачем вообще нужны эти изменения? На него критически важно четко ответить и себе, и сотрудникам. Чаще всего изменения запускаются для решения какой-то проблемы. 

Проблема – это хроническое недовольство или неудовлетворенность нынешним положением дел, разрыв между желаемым и реальным. Например, руководителя, который решил нанимать и удерживать лучших сотрудников, могли не устраивать низкая компетентность и мотивация персонала, текучесть кадров и, как результат, потеря прибыли.

Определить проблему поможет чек-лист:

  • Кто ваша компания-клиент? Если их несколько, нужно ответить на следующие вопросы для каждой клиентской группы.
  • Что не устраивает клиента в текущей ситуации? 
  • Где случается сбой/обнаруживается проблема ?
  • Когда проблема стала значимой? 
  • Насколько масштабна проблема: как часто и насколько сильно она беспокоит клиента? 
  • Почему пользователей не устраивает текущая ситуация? 

Когда на каждый пункт получен ответ, можно переходить к постановке целей. 

Как поставить эффективную цель и ее измерить 

Сформулировать понятную цель не так уж легко. К примеру, цель ИТ-стратегии не может выглядеть так: «Обеспечить высокое качество услуг Департамента Информационных Технологий в приемлемые сроки». Что такое высокое качество? Какие сроки можно назвать приемлемыми? Такая стратегия не имеет смысла. 

Цель – это состояние, которое планируется достичь за счет проведения изменения. Для формулировки целей стоит использовать простую и запоминающуюся формулу с аббревиатурой: принцип ВОДКИ. 
Согласно этому принципу цель должна быть: 

  • Вдохновляющая. Успешные проекты делают люди с горящими глазами. Вы и правда должны «гореть» своей целью, чтобы дойти до финиша.
  • Ограниченная по времени. Установите точный срок реализации цели, цель без временных ограничений – это мечта. 
  • Достижимая. Здраво оценивайте реальность и учитывайте свои возможности.
  • Конкретная. Четко определите, чего вы хотите достичь.
  • Измеримая. Продумайте целевые показатели, отражающие эффекты и метрики. Они позволяют оценить степень достижения желаемого в определенный момент и могут быть выражены в процентах, баллах, сумме прибыли, сроках, количестве новых клиентов. 

Например, руководитель, решивший реформировать HR, мог бы сформулировать цель так: «Средний срок работы в компании вырос на 30% и составил 3 года, текучесть персонала сократилась на 50%, а количество клиентов за полгода выросло на 20%». 

А эффективную цель ИТ-стратегии можно сформулировать следующим образом: «В течение трех лет войти в пятерку лучших ИТ-служб отрасли и обеспечить удовлетворенность бизнеса на уровне не менее 90%».

Чек-лист проверки целей: 

  • Цель отражает решение проблемы.
  • Формулировка целей краткая и ясная, не содержит специфических терминов и не может быть разделена на две разные цели.
  • Цель сформулирована понятно для ключевых заинтересованных лиц. Согласятся ли участники с такой формулировкой?
  • Достаточно ли цель амбициозна и реалистична?
  • Если целей несколько — не противоречат ли они друг другу?

Чек-лист проверки целевых показателей:

  • Целевые показатели в целом обеспечивают достижение заявленной цели.
  • Понятно, как можно измерить текущие значения показателей (источники данных и методы измерения).
  • Понятно, как можно в будущем измерять значения показателей.
  • Понятна связь между опережающими и запаздывающими показателями. 

После определения проблемы и постановки цели важно задать конкретные и измеримые показатели оценки результата. 

От целей – к результатам 

Результаты проекта – это материальные и нематериальные объекты, продукты и услуги, создаваемые в рамках проекта. 

Оценить их качество можно с помощью чек-листа:  

  • Результаты сформулированы как ответ на вопрос: «Что сделано?»
  • Получение всех заявленных результатов обеспечивает достижение цели.
  • Если целей несколько, для каждой есть поддерживающий ее результат.
  • Ясно, как осуществлять проверку и принятие результата. 
  • Указанные результаты соответствуют заявленному подходу. 
  • Человек, не вовлеченный в реализацию проекта, может оценить, достигнут результат или нет.  
  • Понятно, какие из результатов важны для ключевых заинтересованных лиц.  

Пример. Компания хочет открыть филиал в Казахстане:

Другой пример. Мы хотим провести Agile-трансформацию в страховой компании в агентском канале продаж.

Помните, что четкое определение проблем, постановка целей и детальное описание результатов проекта – важнейшие условия успеха. Все заинтересованные лица уже на старте трансформации должны иметь единую точку зрения по этим вопросам. По зарубежным оценкам, от 40% до 80% проектов изменений провалились, потому что их участники имели разные взгляды на ключевые аспекты.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie