Стадии развития компаний и причины их гибели
Чтобы компания была успешной, она должна непрерывно развиваться, иначе бизнес не будет долго существовать. Например, в 1917 году Берти Чарлз Форбс составил первый список 100 крупнейших американских компаний, ранжированных по активам. Спустя 60 лет 61 компания прекратила свое существование, и только 18 организаций остались в числе крупнейших.
Быть среди лучших бизнесу помогает концентрация на двух стадиях. Первая — увлечение идеей, когда предприниматель готов дорабатывать свой продукт до идеала и верит в него. Вторая — проверка успеха: рынок устанавливает свои правила и отсеивает неконкурентоспособные товары со слабой структурой. Те, кто остался на плаву, сталкивается с заключительной стадией — с рисками. Если компания останавливает свою деятельность на определенном этапе, а предприниматель боится потерять то, что уже имеет, — это конец. Риски не должны будоражить больше, чем доходность. В противном случае бизнес закроется по двум причинам:
— Неспособность избежать прошлого. У предпринимателя были беспрецедентные успехи, но он решил довольствоваться тем, что есть, или понадеялся на избыточные ресурсы и не менял тактику бизнеса.
— Неспособность изобрести будущее. Предприниматель не смог адаптироваться к новым правилам или самонадеянно считал свою компанию лидером, воспринимая благоприятные условия за успех.
Падение бизнеса в кризис часто неизбежно, и с этим нужно работать.
Отработка кризиса в бизнесе
Минимизировать потери в кризис можно с помощью пошагового плана действий. Сначала важно оценить все риски. Вот, на какие основные элементы и их составляющие стоит обратить внимание:
— Рынок: потенциал и динамика, конкуренция и субституты, угрозы.
— Клиент: количество клиентов на рынке, простота их нахождения/привлечения, модель расходования средств, лояльность, денежная ценность, ресурсы на поддержку продаж.
— Продукт: локация, ассортимент, цена, продвижение, персонал.
— Бизнес-модель: поставщики, ресурсы, товары, каналы, финансовая модель, персонал (мотивация, лояльность, компетенции), партнеры.
После четкого понимания рисков для дальнейшего плана работы нужно описать волны кризиса, которые нагляднее покажут слабые места. Они состоят из пяти основных этапов:
— Триггеры. У любого кризиса есть некий спусковой крючок, момент, когда что-то меняется. Ответьте себе на вопрос: что произошло или что послужило причиной изменениям?
— Последствия. Подумайте, какие негативные события могут возникнуть из-за кризиса конкретно у вашего бизнеса.
— Результат. Оцените, к каким результатам приведут эти последствия, и пропишите все возможные варианты.
— Области влияния. Определите четкие сферы деятельности компании, затронутые кризисом.
— Кризис. Постарайтесь проработать возможные сценарии при реализации худших вариантов.
При работе с волнами кризиса может пригодиться PEST-анализ — анализ политических, экономических, социальных и технологических трендов.
Ниже на примере политического конфликта показано, как эти два приема можно использовать. Расчертив подобную карту всех волн, обведите то, что произошло в вашей компании. Так вы нарисуете стратегию последовательных решений.
С помощью этой матрицы вы можете проанализировать влияние кризиса на ваш бизнес:
Также необходимо помнить, что любой бизнес можно представить в виде двух воронок:
— Воронка рынка: происходит рост объема, цены, ассортимента и других показателей.
— Воронка выручки: увеличивается эффективность.
Во время кризиса важна первая воронка, так как в любой ситуации неопределенности многие составляющие сжимаются, а рынок, напротив, освобождается. Успешный предприниматель не упустит момент и воспользуется новыми возможностями.
Последний лайфхак для предпринимателей в кризис — работа с пробелами в ключевых областях: с прибылью, деньгами и капиталом.
Здесь, как и в отработке волн кризиса, нужно выделить все показатели, которые изменились, а затем их улучшать с помощью вариантов решений. Как именно — зависит от специфики самого бизнеса. Например, продумать подобные решения:
Чтобы узнать больше о построении эффективных стратегий в кризис и о влиянии на бизнес различных факторов, приходите на программу MBA и Executive MBA. Будем ждать предпринимателей, топ-менеджеров и отраслевых руководителей, которым важно понимать специфику рынка и его перспективы.