28 июня 2022
Статья

Как построить стратегию в условиях кризиса

В условиях неопределенности многие бизнесы могут закрыться и не выдержать конкуренции и рисков. Профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО Александр Тильдиков рассказал, как построить эффективную бизнес-стратегию в условиях кризиса.
Как построить стратегию в условиях кризиса
Источник: unsplash.com

Стадии развития компаний и причины их гибели

Чтобы компания была успешной, она должна непрерывно развиваться, иначе бизнес не будет долго существовать. Например, в 1917 году Берти Чарлз Форбс составил первый список 100 крупнейших американских компаний, ранжированных по активам. Спустя 60 лет 61 компания прекратила свое существование, и только 18 организаций остались в числе крупнейших. 

Быть среди лучших бизнесу помогает концентрация на двух стадиях. Первая — увлечение идеей, когда предприниматель готов дорабатывать свой продукт до идеала и верит в него. Вторая — проверка успеха: рынок устанавливает свои правила и отсеивает неконкурентоспособные товары со слабой структурой. Те, кто остался на плаву, сталкивается с заключительной стадией — с рисками. Если компания останавливает свою деятельность на определенном этапе, а предприниматель боится потерять то, что уже имеет, — это конец. Риски не должны будоражить больше, чем доходность. В противном случае бизнес закроется по двум причинам: 

Неспособность избежать прошлого. У предпринимателя были беспрецедентные успехи, но он решил довольствоваться тем, что есть, или понадеялся на избыточные ресурсы и не менял тактику бизнеса. 

Неспособность изобрести будущее. Предприниматель не смог адаптироваться к новым правилам или самонадеянно считал свою компанию лидером, воспринимая благоприятные условия за успех. 

Падение бизнеса в кризис часто неизбежно, и с этим нужно работать. 

Отработка кризиса в бизнесе

Минимизировать потери в кризис можно с помощью пошагового плана действий. Сначала важно оценить все риски. Вот, на какие основные элементы и их составляющие стоит обратить внимание: 

Рынок: потенциал и динамика, конкуренция и субституты, угрозы. 

Клиент: количество клиентов на рынке, простота их нахождения/привлечения, модель расходования средств, лояльность, денежная ценность, ресурсы на поддержку продаж.

Продукт: локация, ассортимент, цена, продвижение, персонал. 

Бизнес-модель: поставщики, ресурсы, товары, каналы, финансовая модель, персонал (мотивация, лояльность, компетенции), партнеры. 

После четкого понимания рисков для дальнейшего плана работы нужно описать волны кризиса, которые нагляднее покажут слабые места. Они состоят из пяти основных этапов: 

Триггеры. У любого кризиса есть некий спусковой крючок, момент, когда что-то меняется. Ответьте себе на вопрос: что произошло или что послужило причиной изменениям? 

Последствия. Подумайте, какие негативные события могут возникнуть из-за кризиса конкретно у вашего бизнеса. 

Результат. Оцените, к каким результатам приведут эти последствия, и пропишите все возможные варианты. 

Области влияния. Определите четкие сферы деятельности компании, затронутые кризисом. 

Кризис. Постарайтесь проработать возможные сценарии при реализации худших вариантов. 

При работе с волнами кризиса может пригодиться PEST-анализ — анализ политических, экономических, социальных и технологических трендов. 

Ниже на примере политического конфликта показано, как эти два приема можно использовать. Расчертив подобную карту всех волн, обведите то, что произошло в вашей компании. Так вы нарисуете стратегию последовательных решений.

С помощью этой матрицы вы можете проанализировать влияние кризиса на ваш бизнес:

Также необходимо помнить, что любой бизнес можно представить в виде двух воронок:

Воронка рынка: происходит рост объема, цены, ассортимента и других показателей. 

Воронка выручки: увеличивается эффективность. 

Во время кризиса важна первая воронка, так как в любой ситуации неопределенности многие составляющие сжимаются, а рынок, напротив, освобождается. Успешный предприниматель не упустит момент и воспользуется новыми возможностями. 

Последний лайфхак для предпринимателей в кризис — работа с пробелами в ключевых областях: с прибылью, деньгами и капиталом.

Здесь, как и в отработке волн кризиса, нужно выделить все показатели, которые изменились, а затем их улучшать с помощью вариантов решений. Как именно — зависит от специфики самого бизнеса. Например, продумать подобные решения:

Чтобы узнать больше о построении эффективных стратегий в кризис и о влиянии на бизнес различных факторов, приходите на программу MBA и Executive MBA. Будем ждать предпринимателей, топ-менеджеров и отраслевых руководителей, которым важно понимать специфику рынка и его перспективы.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie