Почему социальное предпринимательство?
Вы – элементы экосистемы. А университет, который вы окончили, школа, где учатся ваши дети и дети ваших друзей, недавно просмотренный вами онлайн-курс, фонд, созданный для поиска и развития талантов, – элементы ее образовательной части. Некоторые элементы мы теряем из вида, однако, они оказывают на окружающих и, вероятнее всего, косвенно на вас тоже свое влияние. Если удерживать в своем видении модель экосистемы комплексно, то личную стратегию и стратегию развития своей институции строить намного интереснее – перед вами откроются новые возможности.
В привычной для нас модели образовательной экосистемы у нас есть пространство для маневра – мы выбираем любую интересную нам сферу деятельности, а затем подбираем подходящую под наш запрос образовательную траекторию. Но мир таких возможностей открыт не всем – социальное неравенство во многих странах не позволяет получить достойное образование. Именно на решение такого рода проблем – социальных, культурных, экологических – ориентирован институт социального предпринимательства.
О сообществе генераторов новых идей
Осознание того, что каждый человек, организация и образовательная институция являются элементами экосистемы, у меня закрепилось во время проектирования международного модуля для сообщества лидеров образовательных экосистем. Мы собирали людей со всего мира, которые создают социальные или культурные инновации, расширяют возможности граждан в получении образования, создают условия для обеспечения равных и справедливых возможностей в условиях гендерного, экономического и этнического неравенства и поддерживают технологических предпринимателей.
Нашей целью было создать условия для обмена опытом и найти новые возможности для совместных проектов: расширить сеть тех, кто готов помогать другим учиться, заниматься исследованиями, делиться опытом, работать с новыми образовательными инструментами, развиваться, строить профессиональные траектории, быть востребованными и полезными на рынке труда. Таким образом, мне посчастливилось оказаться в кругу людей, которые вместе хотят изменить мир образования, создавая новые образовательные практики, и тем самым – экосистему вокруг себя. Неважно, в России, Нидерландах или в странах, которые омывает Индийский океан.
Мне запомнилось знакомство с Вишалом Талрея, со-основателем фонда Dream a Dream (Индия) и социальным предпринимателем. Вишал открыл дверь аудитории и широко улыбнулся новым возможностям, которые открылись ему за этой дверью.
О личной трансформации: как изменить себя, а затем изменить мир
Затем я узнала, что деятельность фонда Вишала построена на творческом подходе к развитию жизненных навыков детей и подростков из уязвимых слоев населения.
Он рассказал о своей первой поездке в Финляндию, когда ему исполнилось 21. За три месяца, встречая разных людей и узнавая их карьерные треки, программы по обмену, он задумался об «уважении к людям вне зависимости от их сферы деятельности и финансовых возможностей семей, в которых они родились и выросли».
Его подруга работала в баре, чтобы накопить необходимую для оплаты обучения сумму денег, а хороший знакомый гордился тем, что он работает охранником в 5-звездочным отеле и живет со своей семьей при этом в достатке. Несмотря на разные желания и мотивацию окружающих Вишала, такого рода работа долгое время казалась ему неприемлемой. Отвечая себе на вопрос – почему мы так часто дискриминируем профессиональный выбор других людей? – Вишал начал задумываться, насколько влиятельными стали культурные убеждения и социальные установки и насколько в современном мире укоренилась идея классового общества.
По возвращении в Индию Вишал решил начать движение, распространяющее идею уважения к каждому человеку, независимо от его происхождения или жизненных ставок. Так появился фонд «Dream a Dream», в котором сейчас работает более ста сотрудников и создание которого повлияло на судьбы более миллиона молодых людей.
От ребенка к обществу
Личная миссия Вишала – обеспечить каждому ребенку достойную жизнь. В «Dream a Dream» ребенка считают центральной частью экосистемы, которую необходимо развивать. Каждый ребенок растет, опираясь на поддержку заботливого и отзывчивого взрослого: родителя, учителя, наставника или волонтера. Затем экосистема включает в себя сообщество практиков, работающих над реформой образования: правительство, политики и другие заинтересованные стороны. И, в конце концов, общество, в котором ребенок будет жить. Поэтому вся деятельность организации влияет на каждую из этих сфер, чтобы создать новые возможности для развития детей.
Вишал и его команда разработали программы развития навыков послешкольной жизни и карьерного взаимодействия, которые были реализованы в 5 штатах Индии, интегрировали свои методы обучения, основанные на социально-эмоциональном методе обучения, в государственную систему образования, создав для более чем 3000 школ в двух штатах учебные программы под названием «программы счастья», спроектировали программу подготовки учителей. В этих программах нет дидактического обучения – на смену приходят художественные методы или обучение на спортивной площадке. Например, во время работы со школьными преподавателями команда «Dream a Dream» дает им возможность научиться проявлять сочувствие и креативность, изменить личный эмоциональный фон – быть менее серьезным и больше улыбаться, понять, что преподавание – это не просто работа. Наряду с этим преподаватели повышают и уровень личных доходов, принимая участие в новых проектах и инициативах. Успех обучения безусловно зависит от учительской любви к своей работе и применения нестандартных методов обучения. А развитие у школьников и студентов способностей - проявлять инициативу, преодолевать сложности, мыслить творчески и работать в команде решает - проблемы нехватки коммуникативных навыков и навыков работы в команде при дальнейшем трудоустройстве.
«Работа «Dream a Dream» уникальна по своему подходу, потому что мы считаем, что наша роль заключается не только в изменении поведения и передаче знаний, но и дает подрастающему поколению возможность процветать», – написал мне Вишал. В моем понимании: дать человеку возможность сделать первый шаг – значит помочь ему осознанно определить, чем он хочет заниматься или что хочет изменить.
О финансовых моделях
Модель финансирования предприятия Вишала изначально была выстроена с помощью привлечения средств компаний-партнеров. Несмотря на то, что до сих пор основным источником дохода являются крупные организации (такие как Dell, FIFA foundation, Microsoft, Nike и др.), команда «Dream a Dream» регулярно принимает участие в грантовых конкурсах и оказывает услуги по разработке образовательных проектов, в том числе для сферы государственного управления образованием.
Реализация таких проектов невозможна без государственной поддержки и поддержки сообщества единомышленников. Каждому социальному предпринимателю необходимо находиться в постоянной коммуникации с целевой аудиторией и ключевыми федеральными и региональными акторами, сопоставлять позиции, подходы и методы решения социальных проблем. В посткоронавирусном пространстве миссия социального предпринимательства приобретает новые сложные формы, однако каждый, кто отдает приоритет созданию экосистем и направляет свои усилия на улучшение благосостояния социума, берет на себя действительно амбициозную цель изменения мира в целом.
Мы можем расширять свои горизонты, встраивая такие проекты в свою экосистему, например, работая над созданием новых образовательных предложений вместе. Мне кажется, что работа с такими людьми вдохновляет.