04 августа 2020
Статья

Как эффективно сократить штат, чтобы не жалеть об этом?

Как сокращать людей при пандемии? Существуют техники и инструменты, чтобы облегчить этот сложный процесс для предпринимателей и управленцев.
Как эффективно сократить штат, чтобы не жалеть об этом?
Источник: Xps, Unsplash

Вирус и карантин весны 2020-го поставили множеством компаний почти во всех сферах перед необходимостью сокращения расходов, в том числе на штат. Часто такие экстренные сокращения происходят без полноценного анализа последствий по принципу «убрать все, без чего можно прожить ближайшее время». Однако даже кардинальные решения можно и нужно проводить на основе методик, позволяющих оптимизировать сокращения. Рассмотрим ситуацию на примере сериала «Офис», первый сезон которого вышел еще в 2005 году и набрал актуальности к маю 2020-го.

Место действия сериала — региональный офис производственной компании «Dunder Mifflin». Пилотная серия «Офиса» начинается с того, что сотрудники филиала узнают о намерении головного офиса сократить часть штата из-за его неэффективности. Сегодня компании вынуждены увольнять по причине экономического кризиса. 

Как понять, кого уволить?

Поэтапность — оптимальный вариант сокращений. Поэтому увольнять сотрудников стоит в несколько заходов. Пойдем от простого к сложному: сначала доверимся логике, а затем результатам исследования.

Шаг 1

Для начала сократим тех сотрудников, в которых на данный момент отпала нужда. Персонажи сериала, которые в первую очередь попадут под сокращение, — секретарь, стажер и кладовщик. Сначала увольняем стажера — это выгодный ход с точки зрения юридической части. Увольнение работника на испытательном сроке дешевле, чем увольнение сотрудника из штата. Секретарь и кладовщик — необходимые кадры в реалиях офиса, но бесполезные в период карантина. Поэтому следующим шагом увольняем их. 

Шаг 2

Идем дальше. Представим, что в вашем штате, как и в сериале, двадцать сотрудников и один руководитель. Чтобы понять, кого сократить, а кого удержать, стоит использовать методологию теории групп Раймона Мередит Белбина. Эффективность компании зависит не только от квалифицированности сотрудников, но и от слаженности работы в команде, где каждый играет свою роль. По Белбину у нас есть восемь основных и одна дополнительная роль.  


Илья Кармишин
Илья Кармишин

После анализа ролей сотрудников мы попрощаемся с Майклом Скоттом, одиозным директором филиала «Dunder Mifflin». Личные характеристики Майкла не соответствуют его должности: он безответственный руководитель, который не способен вести за собой команду. Сильного руководителя мы бы привлекли к анализу эффективности сотрудников, а слабый лишь исказит результаты, поэтому проводим оценку работников без участия Майкла.

Далее на основе анализа ролей и характеристик необходимо уволить Дуайта Шрута, продавца и друга директора. Его мы сократим по двум причинам: низкие показатели эффективности и приятельские отношения с директором филиала. Увольнение Майкла и сохранение Дуайта снизят показатели продавца и повысят вероятность саботажа в отделе, поэтому с Дуайтом мы прощаемся.

Еще три сотрудника являются претендентами на увольнение: Кейли Капур — служба поддержки клиентов, Анджела Мартин — бухгалтер и Филлис Вэнс — продавец. Все они получили одинаковую характеристику. В таком случае оцениваем функционалы работников. В отделе осталось еще пять продавцов, поэтому мы уволим Филлис Вэнс. Из-за кризиса уменьшилось количество клиентов, это значит, что четыре продавца получат полную загрузку. Функционалы бухгалтера и сотрудника службы поддержки сейчас актуальны, поэтому их мы сохраняем.

Шаг 3

Когда очевидные способы сократить штат закончились, переходим к более сложным решениям. Сосредоточимся на сотрудниках, которые, на первый взгляд, необходимы и эффективны, например, на отделе продаж «Dunder Mifflin». Чтобы понять, кого сократить, нужно изучить показатели. Решение будет зависеть от того, работали вы ранее с данными или нет.

Представим два варианта:

1) у руководства компании есть данные по сотрудникам филиала, они хранятся в HRM-системе или дашборде, а данные опросов собираются в сервисы или чат-боты;

2) таких данных нет.

Предположим, что головной офис «Dunder Mifflin» нанял нас как экспертов для построения системы сокращений. В первом случае мы быстро поймем, кого необходимо уволить, а во втором проведем дополнительные исследования показателей сотрудников.

Исследования, которые помогут узнать своих сотрудников лучше

Для эффективного принятия решений необходимо проводить исследования сотрудников систематически, тогда в момент кризиса принять решение будет проще.

Анализ лояльности

Показатель eNPS — это уровень лояльности сотрудника к компании. Он определяет процент сторонников, нейтралов и критиков. Если ранее вы проводили замер лояльности, отследить изменение будет просто. Положитесь на последние исследования, если они проводились недавно, и проведите новое, сопоставив результаты. В случае, если замеры eNPS в компании не проводились никогда, в период сокращений это сделать необходимо. 

Лояльность измеряется в контексте общих опросников: одна анкета — один вопрос на лояльность. Можно включать его в анкетирование вовлеченности, уровня мотивации или «360 градусов».

По результатам исследования будет составлено общее представление о том, кто максимально лоялен к вашей компании (промоутеры), кто пассивен (нейтралы) и кто уже, возможно, ищет другое место работы (критики). Выяснив, как сотрудники относятся к компании, вы поймете, на кого сейчас нужно обратить особое внимание, а кого уже не мотивировать на дальнейшую работу. 


Пример результата анализа сотрудников на лояльность
Пример результата анализа сотрудников на лояльность

Анализ эффективности

Для оценки эффективности в отделе продаж «Dunder Mifflin» мы используем метод «360 градусов». Этот показатель поможет нам выявить эффективность, сильные стороны и точки роста сотрудника.

Не торопимся увольнять сотрудника, получив низкий результаты оценки. Сначала убедимся в том, что между сотрудником и его непосредственным руководителем нет личных конфликтов. Как, например, между Майклом и Джимом из сериала «Офис».

Пример результата анализа сотрудника на эффективность
Пример результата анализа сотрудника на эффективность

Анализ мотивации

Дополнить оценку эффективности нам поможет анализ уровня мотивации сотрудников. За основу опросов возьмем методики Герчикова, Ивановой, Маслоу или МакКлелланда. Адаптируем методики под ценности и возможности «Dunder Mifflin». Чтобы оценка мотивации была полной, проведем анкетирование ИПР (индивидуальный план развития сотрудника). Он поможет нам определить мотивированность работника в перспективе.

Результат ИПР может выглядеть по-разному, вот один из вариантов плана развития сотрудника на год.

Пример результата ИПР
Пример результата ИПР

Как оценивать результаты? 

Для отдела продаж самые показательные метрики — это лояльность, эффективность и мотивация. Они помогут нам принять решение о том, кого уволить, а кого удерживать всеми силами.

Основные показатели изменяются в зависимости от специфики компании. Предположим, что Джим Халпер — персонаж сериала — не продавец в офисе, а грузчик в компании перевозок. В этом случае, получив результат с низким показателем лояльности Джима, мы не увольняем сотрудника, а оцениваем его эффективность. Если показатель оказывается высоким, мы сохраняем работника и разрабатываем методику повышения его лояльности. Например, меняем систему мотивации. Но низкая лояльность Джима в отделе продаж может стать для нас решающим аргументом при сокращении штата.

В статье мы увольняем вымышленных персонажей, а в жизни вам приходится сокращать реальных людей. Чтобы не уволить кого-то по-настоящему ценного, стоит обращаться к специалистам по HR, которые проведут нужные исследования и интерпретируют результаты. 

Что делать с теми, кто остался?

После того, как этап сокращения пройден, позаботьтесь о работе оставшейся команды. 

Введите единые правила коммуникации

Определите способы постановки и контроля выполнения задач. Лучше всего использовать системы-задачники. Если в компании есть CRM — хорошо, но нужно понимать, подходит ли система под внутренние коммуникации. Например, распространенная AmoCRM не помогает наладить коммуникацию внутри компании, так как это система управления отношениями с клиентами. Если вы только задумались о внедрении CRM, то выбирайте системы, которые подойдут для внешних и внутренних коммуникаций, например «Битрикс24» или «Мегаплан». 

Если штат сотрудников небольшой, то подойдут простые системы управления проектами — Trello, Notion или Basecamp. У бесплатных версий программ функции ограничены, но их вполне хватит для контроля выполнения поставленных задач.

Определите систему отчетности

Используйте Google-таблицы, Яндекс.Календарь или функции все тех же CRM. Можно сохранить текущую форму отчетности, если она включает ежедневный контроль задач.

Создайте дашборд для руководителей отделов и ключевых сотрудников

Дашборд — это способ открытого взаимодействия с персоналом. 

Создайте единый рабочий чат компании, в котором будет участвовать каждый — от собственника до рядового сотрудника. Подойдет любой мессенджер: WhatsApp, Телеграм, Slack. Последний предпочтительнее для рабочей коммуникации. Выбор канала можно предоставить команде.

Инструменты для общих звонков

Skype

Плюсы: отправка файлов участникам, создание групповых чатов, отправка офлайн-сообщений. 

Минусы: отсутствие статистики, совместного доступа к экрану и доступа по протоколу HTTPS.

Zoom

Плюсы: статистика, показ презентаций, доступ по протоколу HTTPS.

Минусы: невозможность отправки файлов в общем чате, нет поддержки ботов.

Discord 

Плюсы: подходит для большого количества участников, простой интерфейс, возможность создания временных чатов.

Минусы: долгая загрузка.

Если в штатном рабочем процессе неформальное общение между сотрудниками складывается само собой, то в условиях удаленки этот процесс лучше контролировать. Для неформальной коммуникации подойдет чат-болталка в WhatsApp или Телеграм. Особенности: у WhatsApp больше охват, а в Телеграм можно структурировать чаты, разбивая их на папки.

Создайте новостной канал компании, через который сотрудники смогут получать всю актуальную информацию. Это может быть чат в мессенджере, живая лента на внутреннем сайте, почтовая рассылка и другие инструменты. В период неопределенности неформальные способы коммуникации помогут вам повысить лояльность и сплотить команду.

В ближайшее время нам всем предстоит выход из карантина и возвращение к штатному режиму работы. Однако необходимость сокращений в некоторых компаниях сохранится до конца года. Надеемся, что вам удастся избежать подобных последствий кризиса. Если все-таки нет, пользуйтесь нашими советами и сокращайте персонал с минимальной потерей эффективности.


(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie