Стратегия принятия решений
Оптимальный выбор стратегии при принятии решений основан на сравнении трех состояний: ощущения себя в прошлом, настоящем и будущем. Обозначить эти состояния можно с помощью трех вопросов:
— Где вы были несколько месяцев назад?
— Где вы сегодня?
— Куда вы хотите попасть с точки зрения долгосрочного состояния?
Ответы на эти вопросы помогают построить конкретный план действий, как это сделала, например, компания Tencent, которая владеет мессенджером WeChat. При запуске этого продукта у бизнеса стоял сложный выбор: либо продолжать инвестировать средства в уже существующий продукт QQ, который по функционалу напоминает сегодняшний WeChat для компьютеров, либо вложиться во что-то новое. Сотрудники Tencent сравнили показатели QQ за определенный период времени, предположили, что будет с продуктом и технологической индустрией в ближайшее время, и поняли, что нужно фокусироваться на мобильных устройствах. В итоге WeChat сегодня — один из наиболее крупных мессенджеров в мире. Алгоритм принятия решений
Однако часто первичный анализ состояния может быть не совсем верным, и люди могут отклоняться от намеченной стратегии. Изменение плана происходит при несоблюдении семи основных шагов алгоритма принятия решений:
— формулировка задачи;
— сбор информации;
— проработка альтернатив;
— оценка фактов;
— выбор между альтернативами;
— действие;
— оценка действий/рефлексия.
Помимо алгоритма принятия решений, существуют способы оценить эффективность своего выбора по шести критериям:
1. Постоянное обучение: работа над ошибками, рефлексия и выводы, как можно решить проблему по-другому.
2. Учет разных мнений: умение задавать вопросы и понимание того, как можно было по-разному подойти к одной и той же задаче.
3. Фиксация опыта подобных решений у других людей: сопоставление «за» и «против» не только в сложившейся ситуации, но и в подобных у своего окружения.
4. «Превращение» в процедуру: изменение привычных паттернов и принятие разных решений.
5. Изучение разных опций: анализ всевозможных вариантов, который приведет к лучшему решению.
6. Учет контекста: понимание условий, в которых разворачивается ситуация, требующая сделать выбор.
При несоблюдении перечисленных критериев возникают два крайних состояния в принятии решений. Первое подразумевает слишком большое количество различных действий, второе — паралич выбора, при котором опций настолько много, что выбрать практически невозможно. Помимо них, существуют еще несколько менее очевидных когнитивных искажений, которые мешают при принятии важных решений.
Ловушки принятия решений
Сегодня выделяют около 200 различных когнитивных искажений. В менеджменте среди основных:
- Ошибка подтверждения: выбор информации, подтверждающей исключительно вашу точку зрения. Например, при возникновении болезни некоторые люди ищут в интернете лечение и выбирают то, которое кажется им наиболее подходящим в зависимости от степени своей тревожности.
- Фильтрация: выстраивание фильтров, которые иногда отсеивают не только ненужные факты, но и ценную информацию.
- Чрезмерное обобщение: неверное восприятие информации. Когда человек вспоминает прошлое, чаще всего его ретроспектива не совпадает с реальностью. Кто-то нагнетает, кто-то надевает розовые очки. Из-за этого при возникновении ситуации, которая похожа на то, что происходило в прошлом, вы думаете, что точно понимаете исход. Искажения не дают увидеть различия между своими ожиданиями от ситуации и реальным положением дел.
- Черно-белое мышление: взгляд только на два варианта развития событий — на хорошее и плохое. Когда человек размышляет над развитием своей карьерной траектории и думает, стоит ли ему оставаться в найме со стандартной зарплатой два раза в месяц или все же открыть частный бизнес, он не учитывает вариант посередине — пойти на более креативную работу. Она позволит реализовать желание предпринимательского риска и при этом сохранит определенную стабильность.
- Излишняя уверенность: неучитывание границы между работой и должностью. Например, руководитель выходит из своей рабочей роли и теряет грань между рабочим и личным пространством.
Анализ подобных искажений помогает повысить эффективность в принятии решений. При этом главное, что нужно учитывать при совершении любого выбора — свой стиль работы над возникшей ситуацией.
Как повысить эффективность принятия решений
Все стили принятия решений можно разделить на две группы. Первая группа связана с количеством решений. Вторая группа включает в себя объем используемой информации: минимально достаточное или максимально возможное. Кроме того, необходимо учитывать доминирующий стиль принятия решений и знать его плюсы и минусы.Первый стиль поведения при возникновении выбора — решительный: использование небольшого количества фактов и поиск одного ответа с минимальными усилиями. Достоинства представителей этого стиля в скорости, практичности, лаконичности, надежности и однозначности. Минусы — игнорирование важных фактов и других мнений. Человек не всегда понимает, какую проблему решает, видит мало опций и слишком быстро действует.
Для повышения эффективности нужно, во-первых, брать паузу перед принятием финального решения. Во-вторых, чаще советоваться с другими людьми и искать несколько вариантов достижения результата. Здесь хорошо работают любые древа принятия решений, презентации с разбором всевозможных способов прийти к результату.
Второй стиль — иерархичный. Его представители применяют максимальное количество информации для поиска решения. Среди плюсов этого стиля — аналитический подход к анализу данных, изучение долгосрочных последствий, стратегических рисков. Потенциальные недостатки — длительное время на принятие решения и проявление излишней осторожности.
Чтобы принять решение было легче, важно понижать градус ответственности и помнить, что невозвратных решений нет и все может пойти не по плану. Помочь могут сотрудники и другие люди. Их взгляд на вещи позволит посмотреть на ситуацию под противоположным углом.
Еще один стиль — гибкий. Для гибкого человека лучшее решение — адаптивное. Он фокусируется на скорости и всегда пытается найти вариант на непредвиденный случай. Плюсы гибкости — в быстроте принятия решений, наличии большого количества вариантов и отсутствие страха перед ошибками. Однако представители этого стиля не постоянны и не надежды. Они могут излишне рисковать, принимать решения необдуманно и часто менять свое мнение.
Главный совет — брать паузу перед принятием решения. Также важно использовать инструменты оценки рисков, приоритизировать и формализировать критерии выбора альтерантив и оценки фактов.
Последний стиль — интеграционный: Для «интеграционных» людей важно всех вовлечь в принятие выбора и достичь консенсуса. Плюсы этого стиля — открытость к идеям и разным мнениям, терпение, способность обобщить разрозненную и противоречивую информацию. При этом «интеграторы» боятся обидеть других, склонны переносить ответственность и предлагать слишком много вариантов.
Эффективнее работать позволит отбор решений и понимание того, кому
лучше отдать конкретную задачу. Также важно помнить, что иногда решение нужно упрощать и полагаться на собственную аналитику или интуицию.
Так, принимая решения, важно учитывать семь основных шагов, помнить про различные когнитивные ловушки и знать, какие минусы и плюсы есть у каждого стиля принятия решений. Без этих знаний делать выбор быстро и эффективно будет сложнее.
Если вы хотите научиться принимать решения быстрее и эффективнее, а также развить навыки, необходимые для управления завтрашним днем, присоединяйтесь к программе SKOLKOVO MBA. Читайте подробности по ссылке.
***
Статью подготовила Виктория Массан