01 декабря 2023
Статья

Как должна быть устроена современная университетская библиотека

Как должна быть устроена современная университетская библиотека

Бавария, конец семестра, до экзаменов осталось чуть больше двух недель, внутри уже нарастает тревога. С этим ощущением ты заходишь в университетскую библиотеку и… в огромном зале не находишь ни одного свободного места.

Наверное, почти каждый российский студент, обучающийся в европейском университете, недоумевал от популярности университетских библиотек. Чем западные библиотеки так притягивают студентов и преподавателей? И почему в российских вузах обычно все иначе?  

Традиционная библиотека в первую очередь ассоциируется с массивными книжными полками, нестабильно работающими ПК и полной тишиной, которую иногда прерывает скрип стула соседа. Это описание с трудом подойдет библиотеке современного передового университета. Функция хранилища книг, которая казалась бессменной, постепенно отмирает. Это как с вечной мерзлотой: она воспринималась как константа, но теперь мы вынуждены менять свои представления из-за нового климатического контекста. Вот и библиотеки тоже «размерзаются».

Новые контексты

Культура потребления знаний претерпела масштабные изменения. Если раньше все сводилось к лекционному залу и книжному стеллажу библиотеки, то сегодня в нашем доступе невероятно широкие возможности для получения любых знаний:

  • удобные kindle, в которых за секунды могут появиться книги любого жанра, на любом языке; 
  • книжные платформы и аудиосервисы (такие как Bookmate или Audible), в которых можно подписаться на «книжные полки» литературных критиков, исследователей, общественных деятелей или создать собственные; 
  • подкасты и онлайн-курсы лучших мировых музеев, университетов и других образовательных проектов;
  • научные базы данных (ScopusWeb of Science), в которых можно найти научные публикации на интересующую тематику; 
  • в конце концов, у нас есть YouTube, в котором есть каналы про всё.

Что должна делать библиотека с этим многообразием платформ, форматов и голосов? Мне, как регулярному пользователю библиотек в разных городах и странах, видятся два аспекта развития. 

Навигация в информационном поле

Разобраться в том массиве информации, доступ к которому мы имеем, сложно. Нужна упорядоченная система, и библиотека может выполнять функцию ее обеспечения.

  • Библиотеки могут проводить воркшопы по использованию научных баз данных или же быть соорганизатором школ по библиометрии (работа со статистическими методами для анализа книг, статей и других публикаций), например, как это делает Высшая школа экономики.
  • Если речь идет о какой-нибудь конкретной области, предположим, искусство презентации, то библиотека может выступить в роли информационного агрегатора: сделать подборку не только учебников, но и различных онлайн-курсов или лекций, как это делает библиотека Университета Кентербери (Новая Зеландия).
  • Библиотека может создавать сервисы поддержки студентов и преподавателей. Так, в Университете Тромсё (Норвегия) в библиотеках существуют позиции advisers — это люди, которые имеют бэкграунд в определенной научной области, и знания библиометрии. Они помогают студентам и научным сотрудникам подбирать журналы, в которых лучше всего опубликовать научную статью для развития исследовательской карьеры. Другой пример, TEL Imaginarium — проект Национального университета Сингапура, созданный для того, чтобы позволить университетскому сообществу изучать иммерсивные инструменты и знакомиться с возможностями новых технологий в обучении, преподавании и исследованиях.

Организация пространства для разных видов деятельности

Инфраструктура должна определяться видом деятельности, который осуществляется в пространстве

Библиотека должна понимать, какие виды деятельности существуют или будут существовать в ее пространстве. Например, это могут быть групповые занятия и формат доступа 24/7, как в библиотеке Университета Уорик. Во-вторых, необходимо восстановить принципы организации деятельности, под которую создается пространство. 

Так, например, сейчас в образовании существует тренд на увеличение самостоятельной работы студентов, в связи с чем процент заданий, предполагающих командную работу, растет. Если разложить командную работу на составляющие (количество человек в команде, особенности коммуникации и т.п.), а потом задать требования к инфраструктуре, то получится следующее: для командной работы необходимо небольшое пространство (брейкаут) с качественным освещением, вентиляцией и звукоизоляцией, в котором комфортно могут разместиться до 10 человек. Комната должна быть оборудована флипчартами, розетками, столами, которые возможно свободно перемещать, и эргономичными стульями. 

Брейкауты существуют во многих библиотеках немецких университетов, например, в Университете Пассау студенты могут забронировать их онлайн на сайте университета. В таких библиотеках студенты проводят ежедневно по 5-6 часов, что зачастую превышает количество времени, проведенного в учебных аудиториях. Таким образом, библиотека выступает полноценным элементом университетской среды, а не интеллектуальным форпостом для выдачи книг и чтения в тишине. 

Отдых — необходимый элемент любой деятельности, которым часто пренебрегают. В перерывах от интенсивной интеллектуальной работы смена обстановки критически важна. Современные библиотеки организуют пространства, которые предназначены не только для работы, но и для отдыха. В них могут располагаться стеллажи со свежими газетами на разных языках мира, удобные диваны, где можно поболтать с профессором или познакомиться с другими студентами, а еще там могут стоять специальные «заглушки», которые блокируют мобильный сигнал и wifi, из-за чего «скролить» ленту в Фейсбук вместо настоящего отдыха становится невозможным.  

Для многих это может показаться мелочами или излишней роскошью, но для людей, которые ежедневно занимаются разными видами интеллектуальной работы, высота стола или характер освещения могут стать решающим фактором для выбора рабочего пространства, так как из этих деталей и складывается ежедневная рутина. 

Российские университетские библиотеки

Вернемся к российскому контексту. В ландшафте российского высшего образования происходят масштабные изменения. Они не оставляют шансов вузам сохранять статус-кво, и те вынуждены переосмысливать свое устройство.

Действительно, во многих библиотеках запускаются проекты преобразования. Проблема в том, что с новым цветом стен не приходят новые нормы. Библиотеки продолжают дистанцировать себя от идеи сервиса для пользователей. Студенты ощущают себя незваными гостями и предпочитают для учебы кафе. Преподаватели не собираются в библиотеках для интеллектуальных бесед.

Часто ключевые изменения можно осуществить без масштабных финансовых вложений. Чтобы пространство библиотеки ожило, необходимо начать с диалога со студентами и преподавателями. Только они знают, что им на самом деле нужно.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie