01 мая 2024
Статья
Как делать бенчмаркинг

*Посвящается участникам программ «Школа ректоров», стратегических сессий и проектировщикам университетов в целом

Вы все сталкивались со словом «бенчмарк» (иногда используется как «бенчмарка» — имя сущ., ж.р., таинственное животное, не известное ни одному словарю). Некоторые из вас даже выполняли интеллектуальное упражнение «бенчмаркинг». Выполненное правильно, оно крайне полезно, а неправильно — настолько же опасно.

Начнем с неправильных подходов. Неправильный подход номер 1, он же базовый: вас просят (например, я лично заботливо прошу на пленаре) «проделать бенчмаркинг», вы идете в рейтинг QS Top Universities или Times Higher Education или, если вы с континентальным европейским уклоном, в CWTS Leiden Ranking, смотрите университеты с таким же рейтингом как ваш — и voilà. Мы укоризненно качаем головой. Вы возвращаетесь в группу, берете университеты с более высоким рейтингом, выстраиваете их гуськом на слайде и объявляете своими бенчмарками. Дальнейшие операции обычно не проводятся.

А теперь вернемся к определению «бенчмарка» — словарного, а потом моего рабочего. Словарное определение: бенчмарк происходит от английского benchmark и означает «мерило» или «веха». То, с чем можно себя сравнить. В случае с университетами это могут быть количественные сравнения: селективность (количество абитуриентов на место), трудоустраиваемость выпускников, з/п, объемы ОКР, НИОКР, частота упоминаний в СМИ и так далее, или качественные: целесообразность образовательного пространства или интеллектуальная культура.

В бизнес-культуре «бенчмарк» еще и воспринимается как «образец», и здесь обычно актуализируется неправильный подход номер 2, он же «продвинутый неправильный подход». Вы смотрите на вузы, выстроенные гуськом на слайде, а потом на свой, находите 10 различий и выносите их на слайд. Ваш следующий тезис: «необходимо, чтобы у нас было так же, как у них», а далее думаете, как поточнее скопировать чужие практики.

При этом опасности прямого переноса известны:

  1. модель новая, а нормы у вас в университете старые, и организм со временем отторгает «имплант», постепенно выедая содержание и оставляя только скорлупу;
  2. модель изначально не закрепляется в нужной форме, неконтролируемо мутируя до неузнаваемости в новом контексте;
  3. если вы только копируете, а нового не производите, вы ставите себя под угрозу навсегда остаться на периферии, в позиции ученика;
  4. наконец, внедряя модель, которая была ответом на проблему другого контекста, вы не решаете на самом деле свои проблемы.

Определения «веха» или «образец» лексически верны, но я предложу вариант неправильный, но более полезный. Итак, давайте думать о бенчмарке как о bench («лавка») + mark («метка») — особая меченая лавка, на которую вы садитесь, чтобы подумать. А бенчмаркинг вы выполняете для того, чтобы думать о своем проекте трансформации университета быстрее и лучше.


Каковы принципы правильной работы с бенчмарками?

Принцип 1. Для каждого аспекта деятельности вуза необходим свой бенчмарк. Не может быть одной модели для всего университета. Среди экспертов даже есть понятие «гарвардометр» — установка всех остальных университетов мимикрировать под Гарвард. В образовании ищите одни бенчмарки, а в исследованиях, инновационной деятельности или работе с городом — другие.

Принцип 2. Перед тем, как вы начинаете бенчмаркинг, у вас должны быть свои гипотезы или хотя бы вопросы касательно дальнейшего развития. Например, представим, что вы хотите работать с одним из больших вызовов. Вы понимаете, что вам, скорее всего, нужно будет создавать междисциплинарный центр. А далее у вас возникают вопросы вроде: как запустить процесс взаимного опыления между дисциплинами? Какие методы используют другие центры?

Принцип 3. Как подобрать бенчмарки? Как и со всем остальным, у вас два способа: от проблемы и от мечты (мечту, конечно, лучше уточнить до амбиции). Вы – региональный вуз, и к вам не едут студенты? Посмотрите на отдаленные от столиц вузы, популярные для местных и иностранных студентов вроде Университета Роскилле в Дании. Вы хотите быть партнером крупных международных концернов? Посмотрите вузы с высокой долей дохода от индустрии. Желаете быть игроком на мировой арене театральных вузов? Посмотрите, у кого больше всего иностранных студентов и офисов в разных странах. Например, собеседование в музыкальный колледж Беркли можно пройти в Азии, Европе, Океании или Латинской Америке.

Принцип 4. Для всего важен контекст. Анализируя бенчмарк, смотрите на амбицию или задачу, игроков-разработчиков и ситуацию. Если вы анализируете образование, посмотрите, как организованы исследования и наоборот. Иногда это важно. Не пропускайте специфику национальной системы высшего образования: типы вузов, финансирование, систему оценки качества (quality assurance), демографию. Например, большинство европейских вузов обладают более высокой степенью институциональной автономии, чем российские вузы.

Принцип 5. Перевод практик. Вы никогда не сможете повторить один в один, да и не нужно. Для того, чтобы понять, как нужно изменить заимствуемую у другого университета модель под ваши потребности, нужно также проанализировать контекст, в котором находитесь вы и модифицировать под него подход, принцип или модель, на которые вы ориентируетесь. Дополнительно, полезно удерживать в сознании следующую закономерность: у нас все будет хаотичнее и более ориентировано на конкретных людей, а не на правила и протоколы.

Принцип 6. Смотрите на неочевидное, потому что на очевидное смотрят все. Конечно, заметные университеты потому и заметные, что делают что-то хорошо. Их можно и нужно внимательно анализировать, чтобы понять тренды или избежать часто повторяемых ошибок. Например, ИТМО отказались от политики приглашения исследователей-«звезд» и вместо этого сделали ставку на молодых и перспективных. Однако, если вам нужно решить проблему, которую еще никто не решал, вам, возможно, придется смотреть в местах, где еще никто не смотрел. При этом интересные решения могут быть не в университетах, а в организации джазовых оркестров, спортивных команд или церковных приходов в Исландии.

Принцип 7. Заимствуйте следующий шаг. Вам нравится, как организован Колледж Олина? Смотрите на то, что критикует сообщество, какие изменения обсуждаются. Следите за идеями в воздухе — о чем говорят те, кто впереди? Еще интереснее: о чем говорят, но боятся внедрить? Можете ли вы перепрыгнуть через ступеньку и оказаться там первыми?

Принцип 8. Не верьте легендам. Красивые, логичные кейсы важны тем, что показывает мир таким, каким он мог бы быть. Они хороши на начальном этапе проектирования. Но чем дальше вы прошли, тем больше деталей вам нужно. Истории вроде «...однажды Джеймс Конант решил, что отныне кадровая политика Гарварда будет строго меритократической...» правдивы, но в каждой из них прячутся случайные находки, ошибочные решения, удачное стечение обстоятельств. Люди могут действовать по разным причинам одновременно, а к изменениям в Институте физики Х может подтолкнуть и новая угроза, и то, что директор прочитал хорошую книгу в самолете. Всю сложную систему событий, которая привела к результату, вам не понять, но постарайтесь выяснить ключевое: а) что конкретно сработало; б) какие ходы были тупиковыми. Без визита в университет это проделать вряд не получится.

Принцип 9. Бенчмаркинг — это повторяющееся упражнение. Во-первых, когда у вас будут появляться новые идеи или задачи, вместе с ними будут приходить новые вопросы. Во-вторых, проектирование — это работа с возможностями, а бенчмаркинг расширяет горизонт возможного. Если вы занимаетесь новым проектом, посещение других вузов или «модельный туризм» — виртуальный и физический — должен стать частью вашего образа жизни. Вот вы приезжаете в командировку, например, в Тель-Авивский Университет в Израиле. Пройдитесь по кампусу, послушайте, о чем говорят люди. Посмотрите, как они себя ведут, как одеваются, на выражения их лиц. За ужином расспросите ваших партнеров о новых инициативах и как что работает. Будьте инопланетянином даже в вузе через дорогу, реагируйте на непривычное, сравнивайте себя с другими. Повторяйте регулярно.

И последнее. Бенчмаркинг – путешествие в другие миры. Это Netflix для проектировщика. И чем глубже вы будете смотреть, тем вам будет интереснее.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie