На горизонте ближайших лет Индонезии пророчат статус нового «азиатского тигра», и возможность быть там в моменте экономического роста нужно использовать. Как уже показывает практика, российские граждане и бизнесы здесь приветствуются, приживаются и растут. Индонезия установила доверительные отношения с российскими предпринимателями. В 2021 году товарооборот между двумя странами составил 3,3 млрд долларов США, увеличившись приблизительно на 40% по сравнению с 2020 годом. Предполагается, что эта цифра будет экспоненциально расти в самое ближайшее время.
Потенциал территории на глобальной карте мира
Индонезия относится к развивающимся странам, с растущей численностью населения — более 270 млн человек. Это большой рынок с огромным потенциалом. Экономика страны прошла большой путь: сейчас она занимает 16 место в мире, но по прогнозам достигнет 4 места к 2045 году. Снизилось преобладание сельского хозяйства, идет развитие промышленного производства, ВВП по ППС составляет 4,39 трлн долларов (2023).
По данным исследовательском компании AJ Marketing, за первый квартал 2023 года общий объем импорта в Индонезию составил 54,95 млрд долларов США, в то время как экспорт держится на уровне 23,5 млрд долларов США. Ключевыми товарами для импорта являются механическое и электронное оборудование, а также такие ресурсы как сталь и пластик. Ведущей экспортной продукцией Индонезии являются минеральное топливо, железо, драгоценные металлы: в стране большие залежи различных руд (никель, кобальт).
В стране стремительно развивается средний класс — прогнозируется, что к 2029 году он составит 100 млн человек, а это огромный потребительский рынок. Сейчас происходит активный импорт различной техники, медицинских товаров, продуктов питания. При этом товарообороту непосредственно с Россией есть куда расти. Несмотря на высокий уровень сложности ведения бизнеса, большой потребительский рынок Индонезии оставляет простор для всего, что не связано с госсектором. Также страна нуждается в качественной медицине и импорте медицинского оборудования.
Цифровая революция только впереди
Что касается развития цифровой экономики, то потенциал очевиден невооруженным глазом. Количество интернет-пользователей в Индонезии достигло 213 млн; год от года прирастает оборот в сегменте e-commerce. По данным Банка Индонезии, в 2018 году объем онлайн-продаж составлял 105,6 трлн индонезийских рупий (примерно 7,1 млрд долларов США), прогнозируется, что в 2024 году этот показатель составит 689 трлн рупий (46,3 млрд долларов США). В Индонезии сейчас фиксируется экспоненциальный цифровой рост: онлайн-торговля за шесть лет выросла в пять раз, в 2024 году объем товарооборота составит около 46 млрд долларов. Этот тренд демонстрирует переход потребителей к онлайн-покупкам, а это отличные возможности роста для предприятий в секторе.
FinTech — важное звено, которого в стране категорически не хватает. Повсеместное индивидуальное предпринимательство является особенностью территории. В стране более 60 млн малых и средних бизнесов, которым объективно нужны финансовые услуги. Для сравнения, в России эта цифра составляет примерно 6 млн.
Еще одной точкой роста можно назвать EdTech. Как и в Индии, большое число жителей не могут получить доступ к качественному образованию и профессиональной подготовке, и поэтому образовательные онлайн-услуги пользуются высоким спросом. Как отмечает Анна Панкова, СЕО компании RefGroup, квалифицированные сотрудники — «узкое горлышко» всей страны. По словам эксперта, такая картина на рынке труда создает парадоксальную ситуацию: низкоквалифицированные кадры обходятся компании в 2-3 раза дешевле, чем в России, а высококвалифицированные наоборот — в 2-3 раза дороже.
В целом, в стране только начинает развиваться стартап-культура, число единорогов можно пересчитать по пальцам. Однако фонды и акселераторы вовсю ведут деятельность на рынке, помогая экосистеме развиваться. Крупнейшим центром стартап-индустрии является столица страны Джакарта.
Внимание к этой территории не может пройти незамеченным: сезон экспедиций Global Shift начнется этой осенью именно с Индонезии – эту страну мы еще ни разу не рассматривали так детально. Поездка будет интересна предпринимателям, которые находятся на стадии замысла, исследования и эксперимента. Это понятный способ сэкономить время и деньги на этих этапах и не совершить ненужные ошибки.