Елена Рососская — директор проектов, executive-коуч Центра executive-коучинга, развития и карьеры Школы управления СКОЛКОВО.
Наталья Лапина — карьерный коуч, ex-директор подбора ключевых руководителей Сбербанка.
Елена и Наталья спродюсировали, придумали и запустили в СКОЛКОВО программу «Карьерный BOOST», курс для выпускников и молодых специалистов по выстраиванию собственного карьерного трека.
Эмоциональная и действенная группа поддержки
Вопросы «Как найти работу без опыта?», «Как пройти интервью?», «Как понять, чем я хочу заниматься?», «Как выбрать из нескольких вариантов?», «Как интегрировать все таланты в одну профессию?» возникают у людей на разных этапах жизни и по-разному. Многие задумываются об этом еще в школе, потом эти вопросы сопровождают тебя в вузе, потом ты перемещаешься в свои 30-35, наступает зрелость — ты опять задаешь их себе. Это связано с этапами зрелости человека, зрелости физической и психологической. Очень здорово, когда в твоем окружении есть люди, которые могут помочь. Для абитуриентов, студентов, молодых специалистов — ребят, которые стоят на пороге важных решений, — поддержкой во многом остаются родители.
Перед родителями же встают задачи: как помочь ребенку на этом этапе его пути, как поддержать и направить, помочь выбрать актуальную профессию и сделать первый шаг?
Помочь в самоактуализации можно правильными вопросами. Для этого даже не нужен специальный коуч: родитель справится с этим самостоятельно. Главный инструмент — стать для ребенка группой поддержки, спросить: а чем я могу тебе помочь, чтобы ты сделал выбор? Как я могу тебя поддержать?
Кроме того, у ребят часто отсутствует понимание рынка. Можно познакомить ребенка с различными профессиями. Рассказать про индустрии и компании, чем занимается на работе сам родитель, привести его на работу, устроить «детский день» в компании, пригласить домой приятелей и знакомых, рассказать об их занятиях, обсуждать с ребенком новости. Словом, меньше лекций, больше действий.
Так получается не только эмоциональная, но и действенная группа поддержки. Ребенок информационно погружается во взрослую систему координат.
«Я ничего не знаю такого, чего не знают другие»: как заметить свои достижения
Часто дети на вопрос, что им нравится делать, что у них получается, отвечают: «Я ничего не знаю такого, чего не знают другие», «Я ничем не отличаюсь», «Во мне нет ничего особенного», «Что я умею здорово делать? Ну, яичницу умею жарить».
Очень важно, когда человек сам умеет замечать свои достижения. Фундамент этого навыка зарождается, как правило, в семейном круге.
Склонность обесценивать мешает впоследствии в работе. Когда человек не умеет заметить достижения, он ставит менее амбициозные цели и самой цели не придает большого значения. Поэтому важно с детства замечать, что у ребенка хорошо получается, не обесценивать его достижения: защитил проект, получил красный диплом, выиграл конкурс, выиграл грант. Это крупицы будущей уверенности, которые позволят ребенку сделать выбор по-настоящему «из себя».
Два конкретных инструмента, с помощью которых можно помочь ребенку
- «10 достижений»
Попросить записать 10 достижений в учебе, в хобби, проектах, в работе.
Нужно помочь «достать» эти 10 достижений, даже через сопротивление. Ребенок их напишет, а потом начнет привыкать к тому, что он действительно чего-то достиг. Эта мысль начнет «прорастать» у него в голове и постепенно увеличивать самооценку.
Плюс, когда эти достижения окажутся на бумаге, начнется поиск того, что их все вместе объединяет, что есть общего, что можно дальше взять в свою жизнь.
Спросить: а что ты хочешь, чтобы было 11 достижением? Напиши, какие ты хочешь следующие 10 достижений. Так ребята начинают думать проактивнее.
- «Спросите окружение»
«Зачем бы ты ко мне пришел?», «Какой бы помощи от меня ждал?», «Что ты видишь как мою сильную сторону?», «Как ты считаешь, что я умею хорошо делать?».
Выполнение этих упражнений поможет человеку «распаковаться». Ему будет на что опереться при ответе на вопрос: что такого во мне есть особенного.
Карьерная цель
Когда не понимаешь, к чему идти, все равно, куда двигаться. Так отвечал Кот Алисе из Страны Чудес.
А у нас на данном этапе уже есть группа поддержки, есть умение замечать свои сильные стороны и достижения. Появляются силы и энергия подумать, что делать со всем этим багажом, куда «выстрелить»?
Здесь также важна поддержка взрослых — подумать с ребенком про индустрию, компанию и должность, изучить рынок. Например, в рамках одного только банка есть большое количество разных направлений. У начинающего специалиста ясности про институт или индустрию, как правило, нет. Любая информация из жизненного опыта родителей будет ценной.
Кем ты хочешь стать, когда…
… вырастешь, но не совсем. В СКОЛКОВО верят в другой подход: поразмышлять, как ты хочешь жить через 10 лет.
Для этого нужно ответить на вопросы: какое твое любимое дело в ближайшем будущем, чем ты занимаешься, как ты хочешь развиваться, что тебя будет драйвить, что будет вызывать интерес, что тебя мотивирует в этой жизни через несколько лет, кто твое окружение, кто твои друзья, сколько ты зарабатываешь и сколько тратишь, что ты хочешь, расскажи, как ты живешь через 10 лет? Чем лучше ты почувствуешь, буквально на тактильном уровне, этот образ, тем четче сложится видение, куда тебе надо.
Эти вопросы стоит прорабатывать и со своими детьми. Можно рисовать, писать эссе, составлять «вещьборд», карту желаний. К слову, старшие школьники на программе СКОЛКОВО «Карьерный навигатор» делают такую карту. Уже по тому, какую картинку про работу выбрал ребенок, видно, куда он в своей карьере пойдет.
В этой истории любые средства хороши. Если ваш ребенок запутался, предложите ему и этот вариант. Мы все по-разному мыслим. И, как советует Елена Рососская, «как только ты думаешь, что это за ерунда, надо самому пробовать».
Так или иначе, визуализация работает. Из получившегося образа жизни через 10 лет можно отмотать назад и сопоставить желаемую картинку с интересами в настоящем. Рисование с детства самолетиков и ракет ведет к работе в Airbus. Мечта работать в IKEA, если ценности этой компании полностью совпадают с твоими, приведет к тому, что начинающему специалисту без опыта работы, в отсутствие стажировок, предложат позицию в компании.
Сила маленьких шагов
Наступает момент, когда есть фундамент в виде окружения, есть понимание своих сильных сторон и желаний, есть сформулированная карьерная цель в формате индустрии, компании и должности. Но нет опыта работы и, соответственно, понимания, что писать в резюме.
Опыт нарабатывается прохождением стажировок и практик, походами на джуниор-позиции. Чтобы куда-то пойти, нужно начать с резюме, «упаковать» опыт, которого «как бы нет». Можно помочь ребенку составить резюме, определить интересные компании, начать отправлять отклики на вакансии. Можно пройти специальные курсы по построению карьерного плана, как уже упоминавшаяся программа «Карьерный BOOST».
Главное, ребенок начнет действовать — уверенность будет появляться.
А что может помочь начать действовать? Baby steps. Три маленьких детских шажка, совсем микроскопические, но которые делают какой-то реальный результат, отвечает Рососская.
Например, человек мечтает о Британской высшей школе дизайна, но она кажется для него настолько неприступной: ему мешает ограничивающее убеждение. Первым шагом может быть просто поход в «Британку»: физически зайти туда ногами, ощутить запах этого заведения, атмосферу, увидеть людей, которые там ходят, и решить, я хочу быть как они или я не хочу быть как они.
Еще одна важная современная тенденция, которую выделяет Наталья Лапина: выбор профессии будет «не один раз», можно перевыбирать, можно начинать и потом менять.
Осознание, что в том мире, в котором мы живем, это нормальная и естественная вещь, позволяет снизить уровень страха «а вдруг я ошибусь сейчас, пойду не туда?».
Что может сделать родитель:
— Заключить контракт со своим ребенком, эмоциональный, человеческий. Суть контракта: пока ты студент, нормально, что я помогаю тебе жить, твоя основная работа — это научение, ты что-то пробуешь, докручиваешь. Студент фултайм — это тоже работа.
— Донести до ребенка мысль: ты можешь перевыбрать, мы можем передоговориться, передумать — это нормально.