Программа | Предпринимательство | Школа управления СКОЛКОВО

Global Shift Expedition: исследование территорий

Бизнес-экспедиции 2023-2025
Регистрация закрыта
12 июля 2023
Статья

Глобалшифтеры: российские предприниматели, которые строят глобальный бизнес сегодня

Выпускники программы Global Shift Школы управления СКОЛКОВО о том, как их бизнес развивается на международных рынках, адаптируясь к новой реальности.
Глобалшифтеры: российские предприниматели, которые строят глобальный бизнес сегодня

Выход бизнеса на глобальный уровень требует просчитывать действия на десять шагов вперед. Как это сделать в условиях неопределенности? Сегодня многие откладывают амбициозные планы на завтра. Многие, но не все. 

Неопределенность — это возможность найти новые решения. «Выход на новый уровень» позволяет отказаться от линейного восприятия ситуации и увидеть развитие экономических моделей в глобальном измерении. Для успеха сложных стратегий нужны новые управленческие навыки — своего рода менеджмент в кубе. 

В сообществе «глобалшифтеров» — готовых к глобальному переходу бизнесменов — представители российского малого и среднего бизнеса, которые нашли свою стратегию в новой ситуации. 

Какие цели они ставят и какие решения им удается найти? 

Уйти от локальных рамок, развить бизнес и изменить мир 

Успех бизнеса зависит не от стечения обстоятельств, а от правильно выбранной стратегии. Главная задача — определить цель. 

«Заниматься глобальным переходом ради перехода бессмысленно, — говорит Николай Верховский, академический директор программы Global Shift. — Не прояснив цели, собственники начинают двигаться, а это затратная процедура. Без целеполагания высока вероятность потери вложений». 

Глобальные цели российских предпринимателей-участников программы Global Shift можно обобщить в пяти категориях: 

  1. Масштабирование операций.
  2. Привлечение иностранного капитала. 
  3. Повышение прибыли / сокращение издержек. 
  4. Обеспечение безопасности бизнеса.
  5. Воплощение мечты — выход на принципиально новый уровень. 

Глобализация как мечта успешных предпринимателей 

«Пока мир тонет в кризисах, внутренний драйв собственника бизнеса — самый главный фактор. Потому что, если не будет драйва, не будет ничего», — говорит выпускник Global Shift Вячеслав Солоницын (Mighty Buildings). 

Стратегическое решение предпринимателей-глобалшифтеров развиваться на международных рынках, исходит из констатации — предприятие может конкурировать с игроками мирового бизнеса.

Леонид Довбенко (YallaMarket & YallaHub): «стать глобальной компанией, которая делает клиентов счастливыми во многих странах». 

«Главный посыл глобальной компании нашей мечты — это то, что мы умеем работать и делать счастливыми клиентов в разных странах. Также у нас прекрасная мультинациональная команда, которая объединена общей идеей — делать что-то лучше вокруг себя»

Немало российских менеджеров могут сегодня сказать: «У нас лучшая команда на свете, наши продукты и технологии уникальны, мы можем войти в такие рейтинги как Fortune 500 уже сейчас». 

Но некоторые предприниматели начинают действовать на международном рынке сразу, минуя этап развития на родине, и среди них — несколько «единорогов». Стратегическое видение менеджмента определило параметры роста, и только потому бизнес смог добиться впечатляющих результатов. 

Елена Черникова (InForce): «выйти за пределы представления, сформированного собой». 

«Это невероятно круто — выйти за пределы представления о себе, сформированного собой и окружающими, когда ты можешь из агентства превратиться в цифровую компанию, из регионального бизнеса — в глобальный» 

Теоретическая база программы Global Shift позволяет сформировать новое представление о модели. Но Global Shift — это не только теория, это также практика и опыт. 

Дмитрий Козлов (Tactise Group): «действие рождает понимание». 

«Пройдя какую-то траекторию, начинаешь думать по-другому. Если выбор — потратить на новую машину или вытащить себя за шкирку, как Мюнхгаузен, в другую страну, то опыт глобализации будет ценнее и ярче, чем новая машина. Когда ты получишь опыт, ты изменишься, и это позитивно скажется на тебе и твоем бизнесе, даже на домашнем рынке»

Global Shift позволяет прожить этот опыт «в теории», а затем на практике. Провести «полевые исследования» на месте — в Индии или в Китае, например, а затем установить деловые контакты с локальным бизнесом и масштабировать операции в новом измерении. 

Масштабирование способствует развитию 

Масштабирование важно для платформенных компаний, которым нужно застолбить новые рынки. Для них расширение текущих операций непосредственно связано с увеличением прибыли, если локальный рынок исчерпан. 

Но нужно ли ждать этого момента? Выход на глобальный рынок — это не только новые потребители, но и новые инструменты, технологии и маркетинговые возможности. 

Татьяна Гороховская (Siberian Wellness): «переупаковывать продукт под местные особенности». 

«Для Вьетнама из-за влажного климата не подходят «тяжелые» сибирские кремы. А в Корее и Таиланде мы столкнулись с тем, что потребитель ждет совершенно не то, что мы стандартно предлагаем, — это касается и составов, и упаковок. В результате мы выходим в эти страны с совершенно новым брендом, четыре линейки продуктов для Азии созданы с нуля, их рецептуры пересобраны полностью» 

Дмитрий Козлов (Tactise Group): «выросли в России». 

«На основании нашего кейса в Индии через схематизацию деятельности и понимание того, что мы делаем, мы пересобрали весь продукт под российского пользователя и выросли в России в 12 раз»  

Капитализация за рубежом как новый ресурс 

Выход на новые рынки — один из способов повысить капитализацию и привлечь новые инвестиции. Для стартапов критически важно получить доступ к международному капиталу, но это может быть востребовано в любой бизнес-ситуации. Если бизнес не может привлечь инвесторов в регионе происхождения, то из этого не следует, что он не сможет найти инвестиции в другом месте, даже сейчас. 

Леонид Довбенко (YallaMarket & YallaHub): «научиться работать с разными территориями как с ресурсами». 

«Мы всегда работали в России, мы верим в нашу страну. При этом у российского рынка есть ряд недостатков. Например, ограниченная емкость и отсутствие значимой капитализации в долларах. Наша основная задача по Global Shift была в том, чтобы создать капитализацию для компании и научиться работать с разными территориями как с ресурсами, чтобы стать по-настоящему глобальным бизнесом»

Прибыль и снижение издержек 

Глобализация — естественная логика развития, поскольку бизнес получает доступ к новым рынкам, иногда с повышенной покупательской способностью. 

В этом случае расширение способствует росту прибыли. Платежный спрос может оказаться выше, а издержки будут теми же или уменьшатся. 

Вячеслав Солоницын (Mighty Buildings): «пересобрать бизнес с точки зрения операционной эффективности». 

«Мы строим фабрику для автоматизации производства домокомплектов, и это имеет смысл только на тех географических рынках, где большой разрыв между спросом и предложением из-за неэффективности в системе распределения труда. Нам важно было понять, как мы можем открывать новые рынки, как их выбирать, как быстрее всего зайти. Ключевой рынок продаж для нас — Калифорния. После программы мы повысили операционную эффективность за счет создания фабрики в Мексике, максимально переместив туда все операции, которые можно было переместить, не нарушая условия сертификации. Мы также значительно расширили цепочку поставок, значительно снизили себестоимость продукта» 

Безопасность бизнеса в новом контексте 

Global Shift — диверсификация территории присутствия — это возможность «перекидывать» ядро бизнеса в зависимости от геополитической и экономической ситуации. 

Обстоятельства меняются, глобальный бизнес остается на плаву. 

Татьяна Гороховская (Siberian Wellness): «у нас сибирские корни, но компания — международная». 

«Последние годы показали, что глобализация нивелирует риски: геополитические, логистические и даже репутационные. Мы всегда говорим, что у нас сибирские корни, но компания — международная. По итогам 2022-го можно сказать, что такое позиционирование объединяет команду и помогает сохранить отношения со всеми партнерами» 

Не бояться ошибок: просчеты тоже опыт

Не нужно бояться провалов — они полезны, если осмыслить то, что произошло. Например, в InForce научились заранее изучать культурологические паттерны после неудачного опыта с японскими партнерами. Важное письмо было составлено максимально уважительно с точки зрения европейской культуры, но без учетов японских «законов жанра». 

Елена Черникова (InForce): «результат осознанных ошибок — наша сильная сторона». 

«Всё, что сегодня является нашей сильной стороной — результат отрефлексированных ошибок. Еще ни разу мы не пробовали что-то на новом рынке, что потом не пришлось бы менять кардинально, — это учит гибкости. Сейчас мы управляем трансформацией нашей фирмы на разных рынках, а вначале было много болезненного. Надо было принять, что делаешь классный продукт, но на новой территории может найтись фактор, который тебе помешает»

Mighty Buildings пришлось задержать запуск производства, потому что в компании не учли скрытых правил регуляции. 

Вячеслав Солоницын (Mighty Buildings): «всё оказалось сложнее». 

«В Мексике мы сильно недооценили местный рынок труда с точки зрения качества и культурных особенностей. В плане регуляции рынка всё оказалось намного сложнее, чем местные агентства "продавали". Они, к сожалению, не очень умеют параллельно двигаться над множественными треками и снимать риски задержек. Сейчас мы действовали бы иначе»

Конечно, выход на новые национальные и глобальные рынки связан со страхами, и многие из них еще и сбываются. Впрочем, далеко не все. 

Например, команду InForce зря тревожило предвзятое отношение, с которым может столкнуться бизнес из России. А Mighty Buildings страх «что-то не учесть, недопонять в сертификации, которая разная для каждого штата Америки», помог вовремя нарастить нужные компетенции. 

Ограничения всегда есть, и ключевой фактор — готовность бизнеса к новым вызовам. И знание, где найти ответ на свои вопросы, как справиться со страхами и сомнениями, тем более обоснованными. 

«Я бы говорила не “страхи”, а “сомнения”, — поправляет Татьяна Гороховская. — Это совершенно нормально, что они есть всегда. Гораздо хуже, когда руководитель принимает решения без тени сомнений!» 

Татьяна Гороховская (Siberian Wellness): «начинаем с разведки». 

«Когда мы выходим на новый рынок,  мы каждый раз оцениваем, будет ли соответствовать результат ожиданиям. Поэтому мы начинаем с разведки: изучаем особенности бизнеса, законодательства, менталитета. Смотрим на конкурентов — их ассортиментный портфель, удачи и неудачи, методы работы и цены. Выясняем, какие могут быть риски. Затем «в поле» выезжает команда юристов, логистов, специалистов по сертификации. Они собирают информацию, нарабатывают опыт и связи. И только убедившись в том, что сомнений не остается, мы переходим на новый этап работы»

Если быть неоправданно оптимистичными и пропустить этот этап, это неизбежно приведет к просчетам и к значительным потерям и денег, и времени. Позже, именно на программе Global Shift я поняла, где были допущены ошибки.

Системное экономическое чудо 

Предприниматели приходят в программу Global Shift с пониманием необходимости глобализации для их бизнеса. 

Программа помогает получить средства для достижения поставленной цели: плейбуки, инструменты для решения конкретных проблем, открытые каналы коммуникации с единомышленниками из разных секторов. 

Самым ценным навыком, полученным в рамках программы, «глобалшифтеры» называют рефлексию и схемы: здесь учатся подходить к стратегии глобализации целостно и структурно. 

Дмитрий Козлов (Tactise Group): «мир дает тебе те вызовы, которые ты можешь принять». 

«Прежде, чем «прыгать» в глобализацию, важно снять очки русского предпринимателя и научиться рассматривать бизнес на новой территории не в формате «я считаю, что так должно быть», а в формате «как есть на самом деле». 

Один из главных навыков, которому меня научила программа, — это рефлексия. Программа — окно в мир, ты на ней используешь доступные возможности. Ты можешь это окно закрыть, а можешь распахнуть пошире. 

На фоне нестабильности последнего года программа Global Shift оказалась еще и мощным ресурсом психологической поддержки. 

Елена Черникова (InForce): «вместе можно пройти путь быстрее». 

«Казалось бы, так странно сейчас двигаться на глобальный рынок. Я очень рада, что училась с потрясающими предпринимателями, которые тоже двигаются, не боятся, обмениваются с тобой инсайтами. Это суперценно. А поскольку мы учились вчетвером, то программа еще и здорово помогла с формированием единого понятийного поля для команды: тот путь, который мы могли бы пройти года за два, удалось заметно сократить»

Глобализация бизнеса формирует и новое представление, и новые вызовы. 

Леонид Довбенко (YallaMarket & YallaHub): «системно воспроизводить маленькое чудо». 

«У нас были разные кейсы выхода бизнеса за рубеж: успешный и неуспешный. К сожалению, успешный кейс больше похож на чудо, которое не совсем понятно, как масштабировать. С этим был связан основной страх, что не получится системно воспроизводить маленькое чудо» 

По мнению Леонида Довбенко, оптика предпринимателя изначально не готова к выходу на глобальные рынки, потому что он привык, что все сосредоточено в одной точке: и место дислокации, и юридическая база, и рынок сбыта, и рынок труда. 

Программа Global Shift позволяет предпринимателям посмотреть на успешные кейсы системно. Диверсифицировать представление об операциях компании. Главное — успех операций, а модель бизнеса может изменяться и подстраиваться под особенности региона развития. 

Например, можно развивать разные операции в нескольких странах. Юридическая структура YallaMarket & YallaHub создана в ОАЭ, основной рынок сбыта компании — страны Персидского залива (GCC), в частности, Саудовская Аравия, а рынок-ресурс, в пределах которого сосредоточена большая часть IT-команды — в СНГ и странах Восточной Европы. 

(0)
(0)

Регистрация закрыта

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie