Исследование Центра развития здравоохранения СКОЛКОВО основано на результатах опроса 50 собственников и руководителей крупных и небольших медицинских организаций, директоров сетевых клиник, заместителей руководителей, врачей и других сотрудников медучреждений. 80% респондентов — работники частных клиник, остальные 20% — государственных.
Медицинский бизнес находится под давлением с начала пандемии COVID-19 в 2020 году. Текущая ситуация, вызванная геополитическими событиями и связанными с этим санкциями, создала кризис совершенно иной природы. Решения, которые принимаются управленцами медицинских организаций, связаны непосредственно с бизнес-процессами что делает их близкими к поведению менеджмента в других отраслях. Тем не менее специфика медицинского бизнеса, основанная на особенной роли здравоохранения среди остальных индустрий, может оказывать влияние на поведение руководителей и собственников бизнеса.
Так, в контексте операционной деятельности медорганизаций 54% респондентов пересмотрели каналы маркетинга, 50% реорганизовали систему закупок, 48% изменили операционные процессы, 40% сделали ставку на новые подходы в маркетинге, по 24% перевели ряд функций в прямое подчинение и изменили предоставляемые продукты и услуги.
В отличие от многих других отраслей медицинский бизнес не может перестать существовать, подчеркивает Марина Велданова, директор Центра развития здравоохранения СКОЛКОВО. По ее словам, чтобы продолжать работать с минимальными временными и финансовыми потерями, руководителям в здравоохранении нужно было принимать определенные стратегические и тактические решения, которые позволили бы сохранить текущий баланс на рынке государственной и частной медицины.
«С одной стороны, такой подход мало чем отличался от процессов, происходящих в других индустриях. С другой стороны, согласно нашему исследованию, управленцы в здравоохранении сделали ставки не столько на выбор альтернативных каналов работы с клиентами, сколько на новые подходы в маркетинге. Такая стратегия в текущих условиях может стать наиболее выигрышной, поскольку позволит создать более долгосрочную перспективу сотрудничества между компанией и клиентом, что в разы сокращает риски их потери в случае наступления другой кризисной ситуации», — считает Велданова.
Результаты исследования показали, что в первую очередь перед управленцами в медицинском секторе встали задачи по управлению каналами — как связанными с привлечением клиентов, так и непосредственно с поставками. Решение именно этих задач и стало приоритетом для руководителей: они пересматривали каналы маркетинга и реорганизовывали процессы закупок.
Кроме того, результаты опроса продемонстрировали, что большинство решений, на которые руководители направили свои усилия в первую очередь, были связаны с управлением взаимоотношениями с клиентами и партнерами, а также с пересмотром перечня услуг, что прямо или косвенно связано с изменением этих отношений. При этом ни один из респондентов среди первых стратегий реагирования не отметил закрытие или релокацию бизнеса.
«Фокус на построении новых форматов отношений с разными участниками рынка напрямую отражает современную тенденцию к развитию индустрии здравоохранения по модели клиентоцентричной экосистемы. Такая модель предполагает, что наиболее эффективное достижение целей по привлечению и удержанию клиента внутри любой компании, прямо или косвенно связанной со сферой здравоохранения, подразумевает развитие партнерств и кросс-индустриальных проектов», — поясняет Марина Велданова.
По мнению Велдановой, внутри таких партнерств как раз могут быть найдены и совершенно иные подходы к привлечению клиентов, и новые каналы управления операционной эффективностью, и новые формы бизнес-моделей. Медицинский бизнес может стать локомотивом изменений подходов к построению партнерств, но для этого, конечно, нужно находиться в постоянном контакте с другими индустриями, сочетать специфические навыки и понимание особенностей медицинской среды с навыками управления бизнес-процессами, маркетингом и сценарным планированием.
Подробнее читайте на РБК Тренды