Сегодня предоставление нефинансовой отчетности стало важной повесткой для руководителей компаний, опирающихся на инвестиционный капитал. Советы директоров корпораций все чаще призываются к ответственности за действия в области устойчивого развития, а также за раскрытие нефинансовой информации. Цели в области устойчивого развития (ЦУР), разработанные ООН в 2015 году, стали опорной точкой как для бизнеса, так и для государств, на которых легла ответственность по реализации плана ЦУР к 2030 году. С каждым годом регулирующие органы все интенсивнее продвигают «зеленую» и социальную политику в бизнес-среде, принимая новые законы и предлагая новые рамки для взаимодействия.
Сигналы предприятиям шлют не только регуляторы, но и инвесторы. К примеру, Blackrock, крупнейший инвестиционный фонд с активами в управлении в размере $9,5 трлн, в 2020 году открыто опубликовал предупреждение советам директоров компаний касательно их обязанностей в области устойчивого развития: «Если мы поймем, что компании и правление недостаточно раскрывают информацию об устойчивом развитии или не принимают эффективные меры по управлению этими задачами, мы будем привлекать членов правления к ответственности».
Заявление Blackrock прозвучало грозно. Такая риторика от крупнейшей инвестиционной компании четко дает понять, что советы директоров и менеджмент корпораций уже не могут игнорировать вопросы устойчивого развития.
Финансовые плюсы от нефинансовой отчетности
Впрочем, принуждать корпоративный сектор двигаться в сторону ESG не приходится. Согласно результатам исследования Института управления и отчетности (G&A), 92 % компаний, включенных в индекс S&P 500, опубликовали отчеты об устойчивом развитии в 2020 году. Получается, что бизнес сам заинтересован во внедрении ESG-повестки, и этому есть рациональное объяснение.
У корпораций, которые активно нацелены на устойчивое развитие и занимают высокие места в ESG-рейтингах, есть преимущества в привлечении инвестиций и получения кредитов. Их шансы привлечь средства гораздо выше, и это логично: при адекватной и рациональной долгосрочной стратегии развития такие компании прозрачны и предсказуемы, у них высокий уровень корпоративного управления, их ценные бумаги менее волатильны.
Так, в октябре 2021 года авиакомпания Etihad Airways объявила о подписании кредитного соглашения на сумму $1,2 млрд с финансовыми организациями HSBC и First Abu Dhabi Bank. Условия кредита требуют от Etihad выполнения ключевых показателей эффективности в трех областях ESG: выбросы CO2, увеличение числа женщин среди сотрудников Etihad и улучшения показателя «добросовестности» в рамках корпоративного управления.
Чтобы присоединиться к инициативам в области устойчивого развития, уже не нужно начинать с чистого листа. ESG-повестка регулярно сталкивается с новыми вызовами, такими как отсутствие единых стандартов предоставления нефинансовой отчетности, но согласованные действия государств, бизнеса и общества постепенно решают эти задачи. К примеру, в октябре этого года 60 крупнейших организаций составили открытое письмо, в котором просят Евросоюз принять меры по внедрению глобальных стандартов раскрытия нефинансовой информации.
Сейчас в мире существует пять основных фреймворков для создания отчетности в области устойчивого развития:
- Цели устойчивого развития ООН сосредоточены на глобальных проблемах, таких как бедность, голод и т.д.
- Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD).
- Глобальная инициатива по отчетности (GRI), наиболее широко используемая в мире система отчетности в области устойчивого развития.
- Совет по стандартам бухгалтерского учета в области устойчивого развития (SASB) сосредоточен на отраслевых правилах отчетности в области устойчивого развития.
- Совет по международным стандартам устойчивого развития (ISSB) учрежден недавно (3 ноября 2021 года) и занимается выработкой единых стандартов раскрытия нефинансовой информации.
Полноценный отчет об устойчивом развитии должен включать в себя важную нефинансовую информацию из трех ключевых областей:
- Влияние на окружающую среду: использование воды, загрязнение, климат, дефицит ресурсов и т. д.
- Влияние на людей как внутри, так и за пределами бизнеса: здоровье и безопасность, диверсификация и инклюзивность, использование рабского труда и т. д.
- Стиль корпоративного управления: вознаграждения руководящего состава, деловая этика, разнообразие в совете директоров, взяточничество и коррупция и т. д.
Помимо общих данных, каждая индустрия накладывает дополнительные обязательства. К примеру, для автомобильной или авиационной промышленности есть пять важных общепринятых тем в рамках ESG-повестки: безопасность продукции, трудовая практика, экономия топлива и выбросы, происхождение материалов, эффективность использования материалов и их переработка.
В своем отчете об устойчивом развитии за 2020 год авиакомпания Delta Airlines сообщила о досрочном выводе из эксплуатации 200 устаревших и неэффективных по расходу топлива самолетов. Старые самолеты были заменены новыми моделями, которые на 25 % экономичнее при расчете на одно кресло-милю. В этом примере налицо виден один любопытный факт. Такие компании, как Delta Airlines, могут пересмотреть существующие методы работы под давлением ESG-повестки, но в итоге извлечь пользу для бизнес-показателей в целом.
Перспективы устойчивого развития и проблемы, с которыми придется столкнуться
В обозримом будущем стремление к устойчивому развитию во всем мире будет усиливаться. Для этого есть два фактора. Прежде всего, люди во всем мире будут требовать, чтобы корпорации несли ответственность за воздействие на окружающую среду. Второй фактор — сами компании обнаружат пользу от внедрения практик устойчивого развития, которые снизят их затраты, увеличат продажи, либо и то и другое.
На фоне внедрения устойчивого развития неизбежно появляется практика гринвошинга. Есть компании, которые используют устойчивое развитие как своеобразный маркетинговой ход, при котором озвучиваются цели, но реальных действий не происходит. Однако рынок становится более образованным в оценке отчетов об устойчивом развитии компаний, а заинтересованные стороны настаивают на детальном раскрытии нефинансовой информации (например, с помощью независимых аудиторов). В итоге недобросовестным компаниям будет все труднее участвовать в гринвошинге.
Так, по итогам 2020 года автопроизводитель Ferrari подготовил отчет об устойчивом развитии на основе «Стандартов отчетности в области устойчивого развития GRI», одной из общепринятых систем отчетности, упомянутых ранее. Чтобы добавить достоверности этому отчету, компания наняла крупнейшую аудиторскую фирму EY для аудита отчета Ferrari об устойчивом развитии и предоставления профессионального заключения.
В уже обозримом будущем компании, занимающиеся гринвошингом, ощутят серьезные последствия. Не исключено, что мы станем свидетелями банкротств, связанных с потерей доверия на фоне лжи об усилиях по обеспечению устойчивого развития. Подобные примеры станут мощным стимулом для других компаний предоставлять правдивую и верифицированную отчетность. Ниже приведен ряд характеристик документов об устойчивом развитии, которые должны вызвать настороженность у стейкхолдеров:
Отчет об устойчивом развитии содержит расплывчатые и невнятные факты — это говорит о том, что компания на самом деле не стремится передавать правдивую информацию заинтересованным сторонам.
- Информация в отчете не проверена; чтобы иметь вес, отчет об устойчивом развитии должен быть правдивым, а для этого он должен содержать верифицированные данные, а не мнения, предположения или мечты.
- Инициатива в области устойчивого развития не имеет целей или свидетельств грамотного планирования. Компания может легко принять «инициативу в области устойчивого развития», поискав отчеты других компаний в Google. Хороший план устойчивого развития должен быть результатом внутреннего анализа и обсуждения среди руководителей предприятия.
- Инициатива в области устойчивого развития не согласуется с политикой и стратегией компании. Надежная ESG-инициатива должна быть неотъемлемой частью общей стратегии компании. В некоторых случаях это может означать изменения в глобальной стратегии, чтобы соответствовать недавно принятым целям устойчивого развития.
Как продвигается ESG-повестка в России
В России ESG-повестка актуализировалась сравнительно недавно, но 2021 год выдался богатым на события. Прежде всего стоит отметить инициативы Центробанка РФ, который в течение года опубликовал несколько документов по устойчивому развитию, а уже в ноябре сообщил, что не исключает принятия закона об обязательном раскрытии нефинансовой информации. Инициативу поддерживает Министерство экономического развития РФ: ведомство подготовило законопроект о публичной нефинансовой отчетности и рассчитывает на его принятие в 2022 году.
Представители российского бизнеса, взаимодействующие с международными стейкхолдерами, уже охвачены растущим глобальным интересом к отчетности в области устойчивого развития. Но и на уровне страны бизнес не отстает от регуляторов: совсем недавно 28 крупнейших российских компаний учредили Национальный ESG-альянс. Данный орган будет работать над разработкой нормативной базы, а также принимать активное участие в формировании нового законодательства для ESG.
Для российских компаний, не имеющих международных связей, внедрение отчетности в области устойчивого развития будет идти медленнее. Отчасти это может быть связано с непониманием преимуществ ESG-повестки. Еще один фактор — низкая степень осведомленности и низкий уровень компетентности и знаний в области устойчивого развития среди управленцев.
Проблема во многом заключается в отсутствии квалификации и образования по данному направлению: получать достоверную и качественную информацию по устойчивому развитию приходится из открытых источников. Ее не всегда достаточно. Центробанк РФ планирует проводить обучающие семинары, выпускать методологии и разъяснения, публиковать ответы на часто задаваемые вопросы. С целью внедрения ESG-повестки в практику компании менеджеры стремятся пройти обучение за рубежом. В России получить образование и знания по вопросам устойчивого развития можно в рамках программы Школы управления СКОЛКОВО Executive MBA. Не исключено, что со временем многие ведущие вузы России включат ESG-повестку в свою программу образования. Но на это уйдет время, а оно не ждет: внедрение новых практик нужно уже сейчас.
Российские компании, работающие на локальном уровне, однозначно увидят неожиданные финансовые преимущества, которые получат их партнер или конкуренты в результате принимаемых мер по устойчивому развитию. Эти преимущества проявятся в снижении затрат и, возможно, в увеличении продаж российским потребителям, которые со временем также будут проявлять все больший интерес к ESG.
Несмотря на почти полное отсутствие формального образования в области устойчивого развития у руководителей, российские компании могут наблюдать за успехами и ошибками корпораций, ведущих практику на международном уровне. Так или иначе российский бизнес-ландшафт постепенно начнет перенимать передовой опыт в области устойчивого развития и нефинансовой отчетности, что положительно скажется на развитии экономики страны в целом.