Екатерина Вебер, директор программы Master in Public Strategy Школы управления СКОЛКОВО:
Я познакомилась с философией стоицизма благодаря книге Уильяма Ирвина «Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века». Это случилось во время пандемии, так что я сразу же имела возможность практиковать какие-то вещи, потому что из-за локдауна закрылись некоторые возможности для нашей программы, в том числе международные и выездные модули. Мы понимали, что все находится в подвешенном состоянии. И, планируя сценарно, я всегда старалась разделять, что находится в моей власти, а что нет. Например, я никак не могу влиять на закрытие или открытие границ, возможность перемещения, необходимость тестирования или вакцинации. Соответственно, все, что я могу — это действовать исходя из анализа этого контекста. Прежде всего это помогает сохранять разум, не поддаваться панике, тревоге, излишней суете.
Сергей Сухов, автор телеграм-канала StoicStrategy, соучредитель и CEO проекта «Дельта»:
Принципы стоицизма сложно изложить одной короткой фразой. Вероятно, плоха была бы философская школа, учение которой можно умещалось бы в два предложения. Но если попробовать описать, то это течение — про опору на разум, выстраивание некоего внутреннего стержня. Это школа, которая предлагает определенное мировоззрение, набор этических принципов и то, что в современном мире называется mindset, который, действительно, позволяет человеку хотя бы чуть более адекватно, чуть более разумно пройти трудные времена, турбулентности.
Максим Журило, создатель проекта ILoveSuperSport, выпускник программы, Master in Public Strategy:
Прямой связи между стоицизмом и бизнесом я не провожу. Стоицизм - гораздо более всеобъемлющая идея. Мысли о философии приходят в тот момент, когда думаешь, а не зря ли ты вообще живешь? В этом контексте, конечно, связь между бизнесом как делом и философией как набором принципов, практик, верований, несомненно, есть.
Мне кажется, в развивающихся странах бизнес очень часто ассоциируется с чем-то аморальным. К сожалению, в некоторых случаях чем-то аморальным он и является. Однако погружение в практики, связанные с моральными принципами, например с таким понятием в стоицизме, как добродетель, позволяет смотреть на все несколько иначе: в стоицизме добродетель состоит из нескольких конкретных элементов. Один из них — мудрость. Применительно к бизнесу это означает, что ты смотришь на все не сквозь призму сиюминутной выгоды, а с точки зрения долгосрочных эффектов, долгосрочного блага.
Подробнее — на РБК Тренды