01 мая 2024
Статья

Эксперименты над образовательной моделью

Что такое экспериментальная образовательная среда, что она в себя включает и как влияет на образовательный опыт студентов? В этой статье мы посмотрим на эти вопросы глазами студентов.
Эксперименты над образовательной моделью

Как правило, образовательная среда в университете традиционна – социально-культурные нормы здесь складывались на протяжении веков, переживая особую форму эволюции. Но сейчас эти традиции необходимо подвергнуть изменениям, чтобы подготовить студентов к реалиям современного мира. Инструментом этих изменений может стать осознанный образовательный эксперимент.

Образовательный эксперимент – это изменение устоявшихся норм, направленное на решение существующих проблем в образовательном процессе и базирующееся на теории, данных и гипотезе.

Таким образом, команда экспериментаторов, держателей замысла эксперимента, помещают студентов в особое пространство, которое отличается от традиционного и действует по-другому, чтобы улучшить образовательный опыт студентов.

Что такое экспериментальная образовательная среда?

Экспериментальная образовательная среда проблематизирует элементы традиционной среды, которые когда-то давно сформировались в университетской культуре, но сейчас уже работают не так эффективно. Например, иерархичные отношения между студентом и преподавателем, когда студент видит в преподавателе не наставника, а авторитетную личность, с которой нельзя вести двустороннюю дискуссию. Экспериментальная среда направлена на мягкую (для большей части университетского сообщества) пересборку процессов для повышения их эффективности.

В этом смысле экспериментатор – это тот, кто готов бросить вызов устоявшимся нормам и процессам, чтобы трансформировать их в новые, пересобирая или закрывая бреши существующего процесса.

Почему традиционные подходы не всегда эффективны?

По словам самих студентов, низкая вовлеченность в образовательный процесс, иерархичность и отрезанность от формирования среды являются основными проблемами организации образовательного процесса в российских университетах. Студент чаще воспринимается как объект, а не равноправный участник.

Однако, для того чтобы подготовить студента к будущему, необходимо научить его проявлять агентность и создавать для этого пространство. Жесткие рамки традиционной среды не всегда достаточно гибки для этого, но образовательный эксперимент может стать основным инструментом. В зависимости от задумки, эксперимент может быть направлен на студентов или непосредственно на образовательный процесс. Рассмотрим пару примеров.

Эксперименты в образовательном процессе


Источник: фильм «Разделенный класс», 1985

Эксперимент, направленный на студентов

В качестве примера здесь можно привести эксперимент «Разделенный класс», целью которого было научить студентов понятию дискриминации через опыт. В 1970 году, Джейн Эллиотт, учительница третьего класса, решила обсудить с учениками тему дискриминации, но не увидев отдачи от учеников, подошла к вопросу обучения нестандартно. Она дала установку ученикам, что голубоглазые люди превосходят тех, у кого карие глаза. Голубоглазым детям были предоставлены определенные привилегии и дано указание игнорировать кареглазых детей. Очень быстро группа привилегированных детей почувствовала свое превосходство перед кареглазыми одноклассниками, наблюдалось кардинальное изменение во взаимоотношениях учеников. На следующий день, на место превосходящих были поставлены уже кареглазые дети, а голубоглазые почувствовали на себе последствия дискриминации. Каждый раз группа, которая была наделена привилегиями, показывала лучший образовательный результат на уроках, в то время, как дискриминируемая группа плохо справлялась с задачами из-за стресса. Несмотря на то, что этот эксперимент подвергся критике на основании этичности, спустя несколько лет уже взрослые ученики отметили, что этот опыт помог им увидеть обычно скрытые механизмы дискриминации и имел колоссальное влияние на их восприятие дискриминации в будущем. Это один из ярких примеров эксперимента в классе (in-class experiment), который направлен на получение кардинально нового образовательного опыта. Но есть и другие виды экспериментов, которые направлены на образовательную модель и процесс обучения.


Эксперимент, направленный на образовательный процесс

Здесь приведем в пример внедрение «гипергибкого обучения» в Австрийском университете CQ, в котором студентов одного из факультетов освободили от жестких дедлайнов. Важно было сдать письменные задания и зачеты до конца семестра, студенты могли выбрать удобный для них темп обучения. Студенты положительно оценили такую возможность адаптировать обучение под свой ритм жизни и осваивать материал без дополнительного давления. Преподаватели в свою очередь выразили беспокойство по поводу самоорганизации студентов, возможной потери принадлежности к группе и планирования собственной нагрузки при такой модели. Но в целом авторы эксперимента пришли к выводам, что при должной поддержке студентов и преподавателей, такая модель существенно снизит уровень стресса у студентов.

Конечно, это не исчерпывающая классификация. Образовательные эксперименты всегда будут существовать там, где есть потенциал и потребность для развития.

Как экспериментальная среда влияет на студентов?

Студенты входят в университетское пространство с разными установками и представлениями об образовании. Например, Говард Гарднер и Венди Фишман на основании проведенного исследования выделяют следующие ментальные модели студентов:

  • инерционная – без четкой цели, плывут по течению;
  • переходная/транзакционная – рассматривают ВО как ступень для перехода к работе;
  • исследовательская – исследуют пространство, открыты новым идеям и знакомствам;
  • трансформационная – стремятся понять себя, избавиться от школьных установок, сформировать образ человека, которым хотят стать.

Ввиду своей гибкости экспериментальная образовательная среда может дать студентам пространство для трансформации своего отношения к образованию от одной ментальной модели к другой, стимулируя их интерес к получению нового опыта и вовлеченность в образовательный процесс. Это происходит через взаимодействие студента со средой в трех плоскостях: образовательный процесс, взаимодействие с университетским сообществом, исследовательская деятельность.

Чтобы погрузиться в реальный опыт взаимодействия студентов в этих плоскостях, я провела серию разговоров со студентами Школы перспективных исследований (School of Advanced Studies) Тюменского государственного университета, находящимися в экспериментальной образовательной среде.

Образовательный процесс

На вопрос «что такое экспериментальная образовательная среда и как она формирует образовательный процесс» студенты ответили:

«Экспериментальная среда вовлекает, ты чувствуешь себя актором, свободу проявлять агентность».
«У нас прослеживается сквозная идея, что студент – продюсер, а не только консьюмер знаний. Раньше я думала, что ты только получаешь знания. Но оказалось, что ты его попутно еще и создаешь».
«Я намеренно выбрала это место, потому что считаю, что традиционная среда не стимулирует учиться. Особенно ощущается различие, когда общаешься с друзьями из традиционных вузов. Бывает сложно найти общий язык».

Часто в экспериментальной образовательной среде студенты ставятся в позицию равноправных участников образовательного процесса. Например, через использование нетрадиционных образовательных подходов (иммерсивные технологии, дизайн-мышление, проблемно-ориентированное обучение, проблемно-ориентированная проектная работа (problem-oriented project work), групповой паззл и др.). Вместо того чтобы традиционно помещать студента в жестко ограниченные рамки и заранее предопределять его образовательный опыт, студентам дают возможность самоопределиться в образовательном процессе.

«У нас есть возможности поучаствовать в создании курсов, студенты могут заниматься образованием других студентов. Это полезно нам и институции в целом. Такая среда помогает увидеть, как образование может быть выстроено по-другому, это расширяет кругозор и особенно важно для тех, кто будет дальше заниматься образованием в будущем».

Ввиду своей гибкости и высокого уровня вовлеченности, экспериментальная образовательная среда дает студентам пространство для изменения своей ментальной модели и трансформации мировоззрения. Например, трансформация отношения к высшему образованию как к способу получения работы в глубинное понимание социальной функции и роли высшего образования. Или понимание того, как использовать образовательные возможности и университетскую среду для построения карьеры.

«Агентность и субъектность меняют отношение к образованию. Усилилась осознанность и идея того, что образование – комплексная вещь, которая не только готовит человека под определенные задачи, но и открывает разные взгляды на жизнь и будущее».

В то же время, несмотря на те преимущества, которые экспериментальная образовательная среда дает студентам, она также может создать условия неопределенности и дополнительно отягощать студентов необходимостью взять ответственность за собственное будущее, в то время как традиционная образовательная среда, ввиду своей предопределенности, создает некую стабильность.

«Экспериментальная образовательная среда создана из расчета на то, что студент знает, что ему нужно. Появляется необходимость самому понимать, что тебе может дать экспериментальная среда, прежде чем в нее войти. Традиционная среда выстраивает это понимание за тебя».

В то же время университет может создавать механизмы, которые помогают совершать информированный выбор. Студенты получают консультацию от преподавателей и могут скорректировать свою траекторию, даже если до этого был сделан выбор, который они считают ошибочным.

Взаимодействие с университетским сообществом

В экспериментальной образовательной среде форматы и способы коммуникации студентов, преподавателей и администрации выстраиваются по-разному: как вертикально, так и горизонтально, в зависимости от целей создания среды. Но отличительной особенностью от традиционной среды часто служит более горизонтальная коммуникация и открытость взаимодействия.

«Горизонтальность и вертикальность общения между преподавателями и студентами зависит от конкретной среды, но у нас отношения выстроены более горизонтально. Студенты проще относятся к тому, чтобы подойти к профессору не по учебным вопросам. Но во многом эти отношения зависят от личности профессора: есть те, кто воспринимается больше как ментор, есть те, кто выстраивает с нами коммуникацию как с равноправными коллегами».

Так как все члены экспериментальной среды помещены в особые условия, которые выделяют их в отдельную когорту, появляется чувство коллегиальности и сплоченности сообщества.

«Есть ощущение, что мы не такие, как все. Из-за этого создается ощущение коллегиальности».
«У нас все эксперименты рождаются через общение с сообществом, коммуникация более открытая. Но формирование сообщества зависит от того, как люди аккумулируются. Есть потоки, которые более сплоченные».

Исследовательская деятельность

В университетской среде студенты вовлекаются в научную деятельность либо в формате исследовательских проектов, либо в формате ВКР. Однако глубины такого взаимодействия не всегда достаточно, чтобы создать пространство для формирования собственного исследовательского интереса и понимания научной деятельности в целом (по крайней мере на уровне бакалавриата). Экспериментальная образовательная среда ставит студентов в условия, когда им необходимо проявлять любопытство и инициативу, чтобы добиться хороших результатов. Таким образом, у студентов есть возможность самостоятельно сформировать исследовательский интерес и выстраивать свою образовательную траекторию вокруг него.

«На входе у меня было много траекторий будущего. Сейчас я начала ценить академическую глубину и теорию, о которых до этого не задумывалась. Появилось понимание, что теория и практика сильно взаимосвязаны, сформировалось понимание ценности исследований. Исследовательский интерес формируется у всех индивидуально: у меня произошло сначала сужение, а потом снова расширение. Мне кажется, что это происходит вместе со сменой образовательной траектории, у нас такая возможность есть».
«С одной стороны, ты находишься в среде людей, у которых есть идеи и к которым можно присоединиться. С другой стороны, есть элемент интеллектуального изматывания и давления. Это особенно тяжело, когда ты привык быть лучше всех. Также, посмотрев на то, как научная и исследовательская деятельность устроена изнутри, мне удалось перестроить свой собственный интерес, в том числе благодаря нахождению в этой среде».

Несмотря на то, что экспериментальная образовательная среда имеет определенные преимущества в образовательном процессе студентов, важно помнить, что любой эксперимент имеет свои последствия. Среда и все процессы внутри нее должны быть спроектированы таким образом, чтобы не создать для студентов дополнительный стресс, а, наоборот, обогатить их образовательный опыт, трансформировать внутренние установки и восприятие образовательной деятельности, сформировать актуальное представление о мире и дать инструменты для ориентирования в нем.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie