01 марта 2024
Статья

ДПО во время пандемии: управление трансформацией университета (онлайн)

Пандемия COVID-19 поставила под сомнение традиционные ценности бизнес-образования, такие, как, например, нетворкинг на кампусе (вы все еще недооцениваете small talk во время перерывов на кофе?). Один из очевидных минусов онлайн-общения – невозможность устанавливать неформальные контакты вне учебного процесса. Будь это кофе-брейк, случайное пересечение в коридоре с потенциальным партнером, инвестором или с ректором вашего университета, с которым в формальной обстановке не удается обсудить идею вашего прорывного проекта. Многие участники онлайн-обучения отмечают, что им не хватает пространства, где можно в неформальной обстановке поделиться впечатлениями от полученного образовательного опыта или обсудить тезисы экспертного выступления. Вопрос: возможны ли такие «кафе» в виртуальном пространстве?
ДПО во время пандемии: управление трансформацией университета (онлайн)

Основа образовательной технологии на нашей программе «Школа ректоров» – метод СКОЛКОВО, представляющий собой поколение управленческого образования после learning by doing (обучение через действие) – learning by development (обучение через развитие). Проектная работа становится не просто академическим упражнением, а живым и практическим делом, требующим постоянного контакта с коллегами, руководителями, экспертами и партнерами. Во время программы на кампусе это достигается методом «полного погружения». Возможно ли перенести проектную коммуникацию в онлайн, не растеряв при этом смыслы?

Время перемен, время учиться

Итак, март 2020 года – три из шести модулей образовательной программы «Школа ректоров 18» позади. Программа имеет модульную структуру (1 модуль = 5 рабочих дней в формате «полного погружения»), с периодичностью очных модулей примерно раз в месяц. В ситуации пандемии и неизвестности мы оказались на развилке: переносить занятия в онлайн или «отложить на неопределенный срок», как это сделали многие бизнес-школы в секторе корпоративных программ?

Пришлось перенести один модуль – командировки под запретом, а руководство университетов – под гнетом бесконечных совещаний и работ по обеспечению безопасности работающих кампусов и переводом в онлайн учебных программ. Мы все помним, как это было.

Так как главной задачей было все же было сохранить темп, ритм и наработанное за предыдущие модули содержание, решение было принято – переходим в онлайн.

Лекции умерли? Да здравствуют лекции!

Интересный итог мы получили, когда задали слушателям вопрос в форме обратной связи о способе предпочитаемого получения материала: полная запись лекции + презентационные и иные дополнительные материалы vs традиционная подача с чтением лекции и последующей серией вопросов-ответов. Мнения разделились. Большинство участников обозначили ценность «живого» общения с экспертом и преподнесения материалов в реальном времени намного выше возможности ознакомиться заранее с записанным видеороликами.

Тем не менее, такие результаты не уменьшают важности того факта, что всем организаторам обучения стоит перепридумать подходы к ведению классов онлайн и донесению материалов, особенно в blended формате.

Одним из таких приемов может стать предварительный сбор вопросов. В онлайне теряется примерно 20% обсуждаемых смыслов – борьба за внимание слушателя дает о себе знать. На повышение КПД может сыграть практика предварительных вопросов спикеру. Это поможет лектору сфокусировать свой рассказ в соответствии с вопросами, которые волнуют аудиторию, а участникам процесса – выделить время, чтобы вникнуть в тему и заранее продумать пул вопросов.

Отсидеться не удастся

Онлайн повышает вашу видимость. И здесь я не имею в виду черный глазок камеры на ноутбуке. На наших программах критерий качества обучения и вашего образовательного опыта – уровень (и степени проработки) трансформационного проекта. Ставки в этом случае становятся высокими, и мотивация приобретает совсем другой оттенок. Ваши вопросы, участие в виртуальных дискуссиях и работа с общими ресурсами и документами (привет, доски Miro и совместный доступ в Google Docs) – записывается все, ничего не скрыть. Записывается все, но не для того, чтобы «использовать это против вас». Наоборот, запись и лог активности дает шанс посмотреть на себя, свои действия со стороны и сделать определенные выводы.

Онлайн также дает дополнительные возможности для рефлексии и осмысливания. Размещаемые на внутреннем учебном портале материалы – видеозаписи лекций и пленарных заседаний – пользуются большим спросом. Участники предпочитают возвращаться к материалам, чтобы поразмышлять над вопросами, которые обсуждались во время обучения, в спокойной обстановке.

Новые возможности для экспертизы проектов

73 эксперта: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Орёл, Ростов-на-Дону, Томск, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток и даже американский Сакраменто – вот неполный список городов, из которых подключились эксперты (отдельное им спасибо!) на итоговые презентации проектов участников Программы, чтобы оценить наработки и дать обратную связь. 9 тематических экспертных бордов, работающих параллельно, дают возможность комплексно оценить и дать обратную связь по каждому проекту, которых было ни много ни мало – 26.

Для того, чтобы заслушать их все, нам бы потребовалось ровно 13 часов. Онлайн помог сократить затраты времени до 6 часов и 3-х презентаций каждого проекта на выбранных экспертных бордах. Если вы планируете сложносоставные мероприятия, онлайн-инструменты могут обеспечить многомерность экспертизы, не нарушая при этом пространственно-временной континуум.

(Кибер)спорт

Трек психофизиологической готовности управленца – важная часть наших образовательных программ (обязательно рассмотрим эту тему в блоге позже). Этот трек дает участникам возможность иначе взглянуть на здоровье, энергию и другие «личные» ресурсы управленца.

На время вынужденной изоляции в связи с пандемией наши партнеры из I love supersport в наполнении спортивного блока также сделали уклон в сторону практического применения полученных знаний. Спортивная часть модуля начиналась с разминки для тех, кто проводит за компьютером или планшетом большую часть рабочего дня (а зачастую оказывается в том же положении уже после его официального окончания), и продолжалась лекционной частью – разговором с экспертами о лидерстве, источниках физической и эмоциональной энергии и мотивации. Как выяснилось, это тоже можно перенести в онлайн. Однако скажу без лукавства – мы скучаем по совместным тренировкам.

Программа закончилась, но жизнь продолжается

Если говорить о практике, то, пожалуй, в 2020 году всем участникам программ для управленцев, которые направлены на управление изменениями, несказанно повезло. История помнит прилеты черных лебедей, но оказаться в краю озер и наблюдать за гнездованием сразу нескольких пар черных лебедей «повезло» не каждому поколению управленцев.

Участникам программы «Школа ректоров» повезло (говорю это без иронии), ведь работать и учиться было не только вдвойне тяжелее, но и, несомненно, иную ценность приобретали полученные знания и навыки. применять которые можно было сразу после того, как была закрыта крышка ноутбука.

При всем при этом, каким бы прекрасным ни был онлайн, мы обязательно встретимся осенью (с соблюдением всех эпидемиологических предписаний), чтобы обсудить промежуточные итоги реализации проектов, разработанных на «Школе ректоров 18».

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie