Лучше меньше, да лучше
Этот принцип как нельзя лучше характеризует, что случилось с российским высшим образованием. Давайте посмотрим: в 2007—2009 годах количество вузов в нашей стране резко выросло — начали активно появляться и развиваться частные учебные заведения. Однако с 2009 года наблюдается обратная картина. Главная причина тому — слияние университетов и закрытие неэффективных филиальных сетей. С 2009 по 2016 год количество российских вузов в общей сложности сократилось с 1134 до 896. Количество государственных вузов сократилась с 660 до 530, а частных — с 474 до 366.
Если в числовом количестве вузов убыло, уровень высшего образования только возрос. Позиции университетов в мировых рейтингах тому подтверждение. В 2016—2017 годах ведущие российские университеты вошли в такие престижные рейтинги, как Round University Ranking, Times Higher Education World University Rankings, QS World University Rankings и другие. Получается, что количество вузов сокращается, но уровень российского высшего образования растет, и российские университеты постепенно начинают выходить на мировую образовательную арену.
Самые лучшие инвестиции — в знания
Как ни парадоксально, государственные инвестиции в сферу высшего и послевузовского образования выросли. С 2009 по 2016 год финансирование высших учебных заведений увеличилось практически вдвое и достигло 513 246 млн ₽, то есть приблизительно 25 500 ₽ на каждого студента и школьника.
Исследователем быть модно
Данные ЮНЕСКО говорят о том, что количество людей, занимающихся исследованиями в сфере высшего образования, растет с каждым годом. Если в 2007 году этот показатель составлял 8,6 % от общего числа работников сфере высшего образования, то в 2015 году он составляет уже 12,11 %.
Инженерные науки и технологии «снимают сливки»
С каждым годом государство активнее вкладывается в науку и исследования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), расходы на исследования и разработки в России с 2008 по 2014 год увеличились с 1,044 % до 1,187 % от ВВП.
В настоящее время более 70 % финансирования науки и исследований приходится на инженерные науки и технологии, 17 % — на естественнонаучные исследования, 3 % — на медицинские и социальные науки, и менее 2 % остается на сельскохозяйственные и гуманитарные науки.
Моветон, если ты не онлайн
Всеобщая цифровизация не могла не затронуть сферу образования. Первые крупные российские образовательные онлайн-платформы появились еще в 2008 году, однако рынок онлайн-образования в нашей стране начал активно развиваться лишь в 2013-м. К 2014 году в России уже существовало 50 крупных проектов, предоставлявших онлайн-образование. По статистике, 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн.
В отличие от зарубежного контента, рынок российского онлайн-образования стартовал преимущественно с платной модели, что существенно затормозило его продвижение и развитие. На сегодняшний день количество образовательных онлайн-платформ практически не изменилось, но качество их контента значительно улучшилось.
С 2016 года более 136 онлайн-курсов (33 из которых на английском языке) от крупнейших российских университетов доступны на платформах Coursera и edX. Число слушателей из России, выбравших хотя бы один курс, достигло 1 млн человек. Это в два раза больше, чем в 2015 году.
Как показывает практика, кризис — это необязательно отрицательный опыт, он может быть началом больших преобразований, а также стартом для новых проектов и идей, главное — правильно воспользоваться предоставленным шансом.