Любая компания должна научиться гибко реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию, отвечать на множество конкурентных вызовов, ломающих традиционные рынки и обесценивающих налаженные бизнес-процессы. И что сейчас особенно важно — тратить на все это минимум ресурсов.
Можно ли было спрогнозировать пандемию или беспрецедентные санкции как «черных лебедей» для цифровой трансформации бизнесов в России? В теории — да, такие прогнозы можно было бы рассмотреть. Но предсказать бизнес-модель в этих условиях — вряд ли. Есть хороший пример про цифровизацию коммуникаций: в начале 2000-х эксперты рассуждали, что произойдет слияние телевидения и интернета. Но как конкретно, на какой платформе — угадать не смог практически никто. Это относится не только к «черным лебедям», но и к технологическим «разрушениям» (disruptions). На рынке всегда может появиться решение, способное сломать статус-кво в индустрии, иногда хватает даже небольшой инновации. Нет смысла представлять подобные ситуации заранее, но нужно настроиться на них стратегически, а для этого выработать собственную готовность к трансформациям. Об этом я писал в своей книге «От носорога к единорогу. Как провести компанию через трансформацию в цифровую эпоху и избежать смертельных ловушек», которая в феврале 2022 года стала бестселлером по версии The Wall Street Journal.
Еще задолго до сегодняшней «эпохи перемен» цифровую трансформацию воспринимали как игрушку с невнятным результатом, доступную только большим игрокам с большим капиталом. Возможно, в текущих условиях это ощущение усилится, но оно — ложное. А все потому, что менеджмент зачастую не до конца понимает сути цифровой трансформации, описанной выше. Осознание должно наступить как можно скорее: условия становятся все жестче. Элементарно для того чтобы выжить, каждая компания должна поставить себе цель стать «единорогом».
Подробнее на Harvard Business Review Russia