Судя по результатам выборов, у США будет новый лидер — Джо Байден займет кресло 46-го президента в январе 2021 года. Демократы ассоциируются с ростом налогов и усилением госрегулирования. Но, оказывается, ни росту экономики, ни росту рынков это не мешало. А вот выполнить свое главное обещание Байдену будет трудно.
Что говорят цифры о синих и красных президентах?
Итак, стоит ли ждать серьезных перемен в экономике США с приходом Байдена? Очевидно, изменится направление внешней политики Белого дома — будет подтверждена приверженность международным соглашениям и механизмам, включая ВТО, будет восстановлено участие в Парижском соглашении о климате, будет больше игры по правилам, чем при президенте Дональде Трампе. А вот во внутренней экономике ждать резких изменений — роста налогов или госрасходов — не стоит, поскольку демократический президент получит противовес в виде сената. И это идеальная комбинация для рынков.
Если верить аналитикам Moody’s, то в ближайшие годы экономику США ждет ускорение. Средний рост в 2021–2024 годах они оценивают в 3,5 % против 2,5 % в 2017–2019 годах при Трампе. Правда, этот рост будет восстановительным — после падения на 5 % в 2020 году. Но, как показывает исследование 2014 года Алана Блайндера и Марка Уотсона из Принстонского университета, вопреки распространенному мнению именно при демократах экономика США демонстрировала наилучшие результаты. ВВП, производительность труда и капитала, рынок акций росли быстрее, а экономика проводила меньше времени в рецессии (см. таблицу и график 1). Поэтому нельзя уверенно утверждать, что возможное повышение налогов или усиление госрегулирования отрицательно скажутся на экономике и рынках. Более того, исторически и в США, и в мире более высокие налоговые ставки положительно коррелируют с ростом экономики.
Впрочем, главное объяснение этому факту, на мой взгляд, — удача. Демократам благоволили падение нефтяных цен и высокий рост в других странах, помогавший американским экспортерам. Но также помогала и растущая уверенность потребителей в будущем. При Трампе неопределенность очень сильно выросла в том числе из-за торговых войн и давления на ФРС (см. график 2). При Байдене она может снизиться, что увеличит уверенность потребителей и компаний, а значит, их расходы и рост ВВП.
Почему люди голосовали за Трампа в 2016 году?
Как показали результаты и этих, и прошлых выборов, США разделились — на городское население, голосующее больше за демократов, и негородское, предпочитающее республиканцев. Весьма заметным был уже сдвиг между 2008 и 2018 годами: если в 2008-м «за демократов» на выборах в конгресс было 39 % территории страны, то в 2018 году — уже 20 %. При этом в голосовавших за республиканцев регионах медианные доходы несколько снизились, а вот в условно демократических выросли больше чем на 10 % (см. график 3).
Стоит также отметить, что выборы 2016 года (про 2020 год у нас пока нет данных), кажется, были не про экономику. Как писала в статье 2018 года Диана Мутц из Пенсильванского университета, людьми четыре года назад двигали не столько экономические мотивы, сколько популярные в обществе нарративы. Оказалось, что ни снижение личного дохода, ни потеря работы не подталкивали людей голосовать за Трампа. Их объединяло другое — схожесть взглядов на международную торговлю, на противостояние с Китаем и нелегальную миграцию. Это означает, что в будущем едва ли можно ожидать «сближения позиций», к чему призывает Байден, взгляды демократического и республиканского электората слишком сильно различаются.
Выводы
По моему мнению, опасения, что Байден плохо повлияет на экономику (из-за усиления госрегулирования) и на фондовые рынки (из-за повышения налогов), не сбудутся. Демократические президенты, особенно после кризиса, как получилось у Барака Обамы, могут показать хорошие результаты. Риски скорее заключаются в недостатке согласия, в расколе американского общества. И Байдену будет трудно выполнить обещанное — способствовать объединению нации. Но если экономическая неопределенность снизится, то и рынки, и экономика окажутся в плюсе.