Во-первых, жесточайший дефицит кадров во всех сферах экономики, от рабочих специальностей до «экономики знаний» (отчет BCG по России в свое время давал прогноз к 2025 года нехватки до 9,8 миллионов, и это становится похоже на правду). Это повышает конкуренцию за все категории персонала (особенно производственного, высокоинтеллектуального, обладающего нужными для цифровой экономики компетенциями). Не исключением стали рабочие специальности, даже курьеры и таксисты.
Во-вторых, невозможность быстро закрыть все пробелы, связанные с человеческим факторов в ближайшее десятилетие. Такой срок обусловлен стечением большого количества факторов: от СВО до демографии и миграционной политики.
В-третьих, это потрясающая нелояльность персонала к своему работодателю. Так, последний опрос Gallup в 2023 году показал примерную картину распределения персонала в коллективах следующим образом:
- 23% «горят на работе»
- 59% опрошенных готовы к «тихому увольнению»
- 18% активно не вовлечены.
Итого при положительной динамике вовлеченного персонала, более 70% практически не вовлечены в то, что делают.
В этих условиях даже самые эффективные процессы найма, адаптации, обучения, развития — не дадут яркого конкурентного преимущества.
Остается, по сути, только один способ выиграть эту гонку «кадровых вооружений» — через корпоративную культуру. А это значит, что в ближайшие десятилетия у собственников и генеральных директоров будет одна «головная боль» — как создать ту самую культуру компании, в которой люди будут отдавать свои знания и выгружать потенциал по полной.
Вот несколько моментов, которые следует принимать во внимание:
- Самым простым и эффективным способом понять, какая культура существует в компании, является непосредственный опрос сотрудников.
- Коммуникация играет важную роль в формировании культуры компании.
- Определите основные ценности, на которых строится культура компании.
- Награждайте и отмечайте поведение, которое поддерживает требуемую культуру компании.