Ориентация на справедливость
Справедливость требует, чтобы все учащиеся были обеспечены ресурсами, необходимыми для успешного доступа к обучению и процветания в образовательной среде. Школы как общественный институт изначально нацелены на равенство.
Во время пандемии COVID-19 стало ясно, что школа, помимо образования и воспитания детей, является гарантом социальной справедливости в обществе, предоставляя равный доступ к обучению. Но и не только. Школа предоставляет доступ к питанию, технологиям, поддержке социально-эмоционального состояния. Доступ к этим школьным ресурсам и инвестиции в них работают стабилизаторами в кризисном управлении.
Хороший пример реализации принципов равенства и справедливости в образовании — бесплатные обеды в школах. Через организацию бесплатных обедов школа поддерживает многие семьи и работает на ликвидацию социального неравенства. Какими бы ни были неблагоприятными обстоятельства для учащихся за школьными стенами, школа дает учащимся возможность почувствовать себя защищенными внутри этих стен.
Приобщение организации к «большой», социально ориентированной, значимой цели и выстраивание своих действий с оглядкой на эту цель помогает не потерять ориентир в ситуациях неопределенности.
Школа как островок спокойствия
Школа воспринимается как островок спокойствия и нормальной жизни. После стихийных бедствий семьи и сообщества часто полагаются на школы, чтобы обеспечить стабильность и служить проводником к ресурсам.
Например, ЮНИСЕФ реализует проект «School in a Box». В течение 48 часов ЮНИСЕФ доставляет школьные принадлежности и другие экстренные материалы в хабы в Дубае, Панаме и Китае, откуда они разлетаются по всему миру. Такой набор содержит материалы для учителя и 80 учеников. Разработанный после гуманитарного кризиса в Руанде в 1994 году, набор «Школа в коробке» помог миллионам детей получить доступ к образованию.
Школы не обучают «ребенка в вакууме». Образование должно обращаться к детям в их целостности: как к членам сообщества, членам семьи, взрослеющим людям со своими тревогами и переживаниями. Понимая и поддерживая целостность учащихся, школа становится стабилизационным механизмом для детей, родителей, сообществ и городов.
Способность увидеть в сотрудниках, клиентах и партнерах организации простых людей с их заботами и радостями дает вашей организации возможность стать не просто функцией для обеспечения потребностей, а чем-то большим — островком спокойствия, ментальным домом или местом силы.
Масштабная трансформация в ситуации меняющихся контекстов
Школы и образовательные системы в целом проявляли способности трансформироваться под новые задачи, под новые исторические реалии. Например, в Эстонии на середину 1980-х — начало 1990-х годов пришлись основные реформы образования, связанные с обретением независимости и с необходимостью пересборки системы образования. Эстония заново отвечала на вопросы: кого, чему и зачем учить.
Изменилась историческая и политическая рамка, прошлая модель школьного образования более не отвечала текущей ситуации, и была разработана новая модель под другую ситуацию, запрос.
Система образования, как верхушка айсберга, отражает более глубокие процессы в обществе, его ценности. Нужно менять само общество, и тогда изменится школа. И наоборот, изменение в школе будут в долгую играть на изменение в обществе.
Как и школы, организации могут способствовать положительным изменениям в обществе, преобразуя социально-культурную среду вокруг себя, выделяя ресурсы на развитие территории присутствия, инвестируя в развитие человеческого капитала.
Трансляция миссии
Дил Терренс и Болмэн Ли в книге «Рефрейминг организаций» предлагают четыре ракурса, из которых можно смотреть на организацию:
- структурный — организация как фабрика
- кадровый — организация как семья
- политический — организация — это джунгли
- символический — организация как храм.
Символический фрейм отвечает на потребность людей в смысле их работы. Это включает в себя формулирование для организации видения, миссии и принципов, которые будут откликаться в ее сотрудниках, клиентах и партнерах.
Сильное организационное видение, основанное на четких ценностях и принципах, позволяет школьным руководителям эффективно реорганизоваться в период кризисов. Например, модель международных школ была ответом на меняющийся запрос детей и родителей к школе, формировала миссию, отвечающую новой ситуации.
Отправной точкой движения для международных школ считается 1962 год, когда Атлантический колледж в Великобритании принял первых учеников. Целью основателей было объединить молодых людей из разных стран вокруг идеи построения общего будущего на прочном фундаменте образования.
Создание мультинациональных корпораций и всеобщая мобильность их сотрудников создали запрос к школе, который был сформирован через родителей, чей род профессиональной деятельности был так или иначе связан с международными компаниями.
Трансляция миссии становится точкой опоры для организаций в кризисные времена. Видение роли вашей организации дает возможность собрать и реорганизовать внутренние и внешние ресурсы на принципах доверия и общности.
Устойчивость, переориентация и переосмысление
В 2020 году COVID-19 стремительно распространился по всему миру, многие школы с трудом реагировали как быстро, так и адекватно.
Школы были одним из наиболее важных социальных институтов, пострадавших от пандемии. Закрытие школьных зданий вынудило учителей за считанные дни перейти на дистанционное обучение, собрав образовательные онлайн-платформы из уже имеющихся бизнес-инструментов. Учебные программы были урезаны, школьные экзамены отменены или перенесены. Тем не менее, были и позитивные моменты.
Кризис укрепил связи между учителями и родителями, помог осознать семью как партнера в образовании детей, усилил процессы и проекты, направленные на поиск инновационных, коллаборативных и масштабируемых решений в образовании. Также кризис привнес технологии в профессию, которая не спешила их внедрять. Цифровая трансформация школьного образования случилась за несколько месяцев. Так, например, количество новых регистраций педагогов в Microsoft Teams и Zoom должно говорить нам об освоенных ими новых цифровых навыках.
Зачастую новые инициативы запускались из убеждения: лучше попробовать что-то, чем не пробовать вовсе. Образование слишком значимо, чтобы опускать руки и не пытаться. Такой настрой дает организациям возможность переориентироваться, проявить устойчивость и, возможно, переосмыслить себя.
Ориентир на предоставление лучших возможностей для учащихся
Школьное образование зачастую вдохновляет примерами уникальных образовательных проектов различного масштаба в тех местах, где, казалось бы, изменения трудно реализуемы. Некоммерческая организация HundrED занимается поиском и распространением вдохновляющих образовательных инноваций. В своем манифесте HundrED говорит о том, что «цель образования — помочь каждому ребенку процветать, что бы ни происходило в жизни. Мир меняется быстрее, чем школы, но в сфере образования по-прежнему происходят прекрасные вещи». В коллекции инноваций HundrED проекты, ориентированные на гендерное равенство, инклюзию и разнообразие, социально-экономическую справедливость, включение семей в образовательный процесс и т.д.
Например, неправительственная организация Skateistan — это школа скейтбординга в Афганистане, Камбодже и Южной Африке. Skateistan задумывался изначально как проект, который уделяет особое внимание работе с девочками, детьми из малообеспеченных семей и детьми с ограниченными возможностями. Это безопасное место, где дети могут играть и учиться после школы, защищенные от негативного влияния улиц и насилия.
Перефразируя «Fais ce que dois, advienne que pourra» (Делай, что должно и будь, что будет!) — Делай то, до чего можешь дотянуться сейчас, и будь, что будет.
Вдохновиться школами легко. Составьте свой список битв и побед над обстоятельствами: какие ориентиры дали вам сил двигаться дальше, что ценного было в этом опыте, чем из этого вы гордитесь, а что хотелось бы забыть? Что помогло вашей организации продемонстрировать лучшую версию себя? Если вы в начале пути — в периоды быстротечных изменений школа может дать ориентир и стать примером. Ведь школа — это не только организация, но и ее люди. А люди, как никто, могут вдохновлять.