20 июня 2023
Статья

Чем коучинг может навредить предпринимателю?

О пользе работы с коучем написано немало, но часто умалчивается о том, как подобный специалист может навредить своему клиенту. Под таким неожиданным углом рассмотрел вопрос Алексей Горячев, советник лидеров бизнеса, совладелец и президент инвестиционного банка с 30-летним стажем – специально для inTrend. Алексей анализирует отдельную проблему и дает рекомендации, как ее избежать.
Чем коучинг может навредить предпринимателю?

Типичный вред от коучинга

Вред №1: пустая трата времени

Всегда есть риск потратить время на работу с коучем и не получить желаемый результат. Такое случается, если вы приходите к специалисту с недостаточно высоким уровнем квалификации. Сегодня нередко можно встретить 20-летнего коуча, который успешно продает свои услуги всем желающим. Может ли привести к результату столь молодой специалист – большой вопрос. В деле бизнес-наставничества особенно важен не только предпринимательский, но и обширный жизненный опыт, начитанность, высокий уровень образованности. Причем речь идет не только о стандартных университетских знаниях, но и о дополнительных профильных курсах уровня Школы управления СКОЛКОВО или Кембриджа.

Как избежать подобного вреда?

Выбирайте коуча с обширным профессиональным и жизненным опытом. На Западе есть такая тенденция – коучами становятся люди старше 50 лет. К этому возрасту люди, как правило, делают карьеру, доходят до middle- или top-позиций и какое-то время ведут свою деятельность в их рамках.

Это позволяет научиться понимать, как устроена организация, какова тонкая система взаимоотношений внутри нее, как мыслит человек, который находится на top-позиции. Обратите внимание на то, где учился ваш потенциальный наставник, с кем он уже работал и к каким результатам приводил своих клиентов. Важны также и часы, проведенные в личной психологической терапии, иначе вероятна ситуация, когда коуч сам будет «лечиться об клиента», то есть не помогать решать проблемы, а во время сессии разбираться в своей голове.

Вред №2: пустая трата денег

Есть специалисты, для которых коучинг – это просто продукт, который надо продать. Такие люди опасны для своих клиентов, ведь мы имеем дело с очень тонкими материями. Мышление – хрупкая вещь, к которой нужно относиться внимательно и бережно. Человек, который работает только ради денег, – не лучший союзник в работе с ментальными установками.

Как избежать подобного вреда?

Помимо профессиональных качеств, о которых мы говорили выше, коуч должен обладать искренним желанием помочь своему клиенту. Вы должны чувствовать, что человек, с которым вы идете в работу, погружается в вашу историю, стремится разобраться в ситуации и передать свой накопленный опыт.

Вред №3: потеря контроля над ситуацией

Многие предприниматели не обращаются к коучу, опасаясь невольно встать в позицию «ведомого», то есть незаметно для себя доверить принятие важных решений другому человеку. Такое опасение очень разумно, даже если вы работаете с очень опытным и образованным специалистом, вы можете попасть под его влияние и принять решение не в духе вашей компании, что чревато неприятными последствиями.

Как избежать подобного вреда?

Наблюдайте за своими ощущениями во время работы с коучем. Если вы чувствуете, что не можете присвоить себе результаты совместной работы, то это тревожный звоночек. Помните, в работе с коучем вы – главное действующее лицо. Коуч за вас ничего не делает, он выступает партнером по диалогу, создает пространство для размышлений, помогает научиться делать какие-то вещи, с которыми вы раньше не сталкивались.

Суть в том, что на высоких топовых позициях человеку бывает очень одиноко, потому что ему не с кем обсудить некоторые моменты. Его окружают партнеры – у них свои интересы, подчиненные – не всегда могут быть искренними, из-за неравенства в позициях. Зачастую на высокой должности человек не может проявлять слабость. И получается, что человек оказывается в ситуации без обратной связи, что очень опасно. Важно понимать, что коуч – это нейтральный к вашей ситуации человек, равный вам по силе и опыту, но ни в коем случае не тот, кто будет навязывать свою позицию и подталкивать к определенным решениям.

Вред №4: снижение самооценки

Бывает и такое: человек пришёл к коучу, они отлично поработали, решили проблему, пришли к желаемому результату, но предприниматель не может отделаться от ощущения, что его победу теперь нужно с кем-то делить. Это опасное чувство, которое может привести к снижению самооценки. Я знаю об этом не понаслышке, потому что сам долгое время находился на вершине организации и избегал какой-либо обратной связи. Думал так: лучше я буду совершать ошибки и терять что-то, но это будет мой путь, мои победы и поражения. Так устроены большинство предпринимателей. Ведь когда тебе дают обратную связь, есть риск загрузиться, уйти в рефлексию, перестать действовать и верить в свои силы.

Как избежать подобного вреда?

Наблюдайте за своим настроением, после сессии вы должны ощущать воодушевление и прилив сил, но никак не чувство самоуничижения. В этой ситуации на первый план выходят личные качества коуча. Он должен уметь правильно эмпатически прочувствовать клиента, считать его опасения, подобрать нужные слова, чтобы показать возможные варианты решения проблемы, но при этом не присвоить награды себе. Хороший специалист сумеет проговорить такие моменты и обойти их. Ведь, как мы уже говорили, в коучинге вы – главное действующее лицо.

Как должен строиться процесс работы с коучем, чтобы он приносил только пользу?

1.     Постановка нескольких конкретных измеримых целей.

Почему целей должно быть несколько? Чтобы не было перекосов. Executive-коучинг направлен на работу с лидерами, поэтому обычно сначала ставится одна финансовая цель и потом добавляется ещё несколько из других сфер жизни. Это позволяет определиться с направлением работы в бизнесе, но при этом сделать так, чтобы финансовые результаты не достигались любой ценой, с ущербом для здоровья, семьи или стратегически важных проектов. Конечно, цели фиксируются по smart, формулировка должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени.

2.     Построение пути из точки «А» в точку «Б».

Когда намечены цели, то есть все желаемые точки «Б», нужно разобраться, какими ресурсами и препятствиями мы обладаем сейчас, сколько часов нужно потратить на достижение намерения, какие инструменты можно использовать. Здесь очень важно сфокусироваться на фактах, ведь часто мы оперируем оценочными суждениями, а не реальным пониманием положения вещей. На данном этапе работы коуч может помочь своим бизнес-опытом, связями и знаниями, которые упростят и сократят путь клиента к его цели.

3.     Прохождение пути из точки «А» в точку «Б».

Мало построить «дорожную карту» и разобраться, как прийти к желаемому результату, нужно еще и проделать этот путь. А на этом пути могут происходить самые разные сюрпризы. Поэтому профессиональный коуч не оставляет клиента в моменте, когда «он всё понял», он ведет его до результата, помогая на всём пути движения к точке «Б».

В заключение поговорим еще раз о том, как правильно выбрать коуча.

Во-первых, обращайте внимание на предпринимательский и жизненный опыт специалиста, он должен быть многолетним, глубоким и, возможно, пересекающимся с вашей сферой.

Во-вторых, специалист должен быть близок вам с точки зрения личных качеств и обладать искренним желанием вам помочь. Искреннее желание причинять добро своим клиентам – главная черта помогающего специалиста.

В-третьих, коуч должен вести себя этично. Не обесценивать ваш опыт, уважать ваше мнение и взгляд на ситуацию, ничего не навязывать, прислушиваться к вашим желаниям.

Используйте советы из этой статьи, чтобы такой инструмент, как коучинг работал вам во благо, а не во вред.

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie