Может ли управленец дружить с сотрудниками?
Когда мы говорим про задачи управленца, то существует как минимум четыре обязательных элемента:
- постановка цели
- организация процессов
- мотивация сотрудников
- контроль выполнения задач
Далее, надо выбрать такой стиль руководства и корпоративную культуру, которые позволяют выполнять все это наиболее эффективно. Если руководитель находится в дружеских отношениях с сотрудниками, то он, скорее всего, является демократическим лидером в культуре, основанной на доверии и взаимопонимании. Это поможет ему быть эффективным для выполнения определенных задач, позволяющих делегировать, давать достаточно времени для достижения цели, предполагая высокую степень определенности.
Если же ситуация авральная, кризисная, нестандартная, то такой стиль и культура могут оказаться не самыми эффективными, и дружба повредит организации.
Таким образом, для возможности быть более гибким и эффективным лучше не формировать у сотрудников ощущение дружеских отношений, а сохранять определенную независимость и авторитет в их глазах. При этом важно сохранять доверие и прозрачность в отношениях.
Какие метанавыки нужно развивать лидеру?
Лидера отличают как минимум два метанавыка: понимание себя и понимание других.
В отличие от чисто функциональных компетенций, которые можно натренировать через повторения и шаблоны, эти навыки требуют развития таких черт человека, как рефлексия, эмпатия, способность безоценочно слушать и понимать себя и других. По сути, здесь имеет место развитие зрелости и мудрости человека, расширение его мировоззренческого горизонта, понимание своей системы ценности и убеждений, умение понимать ценности и убеждения других людей.
Поставили руководить мужским коллективом, я женщина и младше. Уважения нет, как быть?
Пол и возраст не являются однозначным источником или барьером для уважения или его отсутствия. Чаще имеют место так называемые проекции, то есть отношение к каким-либо фактам исходя не из их сути, а из шаблонов или опыта (часто негативного). «Женщина и младше – не профессионал и не лидер», «мужчина и старше – опытный и мудрый» – это социальное стереотипирование облегчает наше реагирование на различные события, но и создает слепые пятна в отношении к себе и другим.
Говоря конкретно о «женщина и младше», я бы рекомендовала, во-первых, исключить гендерную тему вообще из коммуникации, чтобы не «приглашать» команду делать такое стереотипирование. Далее, надо точно проанализировать ключевые ценности команды, что для нее важно, и постараться продемонстрировать свое соответствие этим ценностям. Не скрою – иногда имеет место теневое лидерство в таких командах. Тогда надо понять, кто играет роль «серого кардинала», постараться договориться с этим человеком, а если не удается – вывести его из команды.
Сколько книг и новых материалов в год нужно изучать, чтобы оставаться «в повестке»?
Читать надо постоянно. И это вопрос не количества книг, а ценности для сознания – постоянно находиться в осмыслении своего и чужого опыта, в развитии навыка вербализации событий и идей, формировании новых нейронных связей. Полезно отслеживать, что появляется в информационном пузыре вашей социальной группы или профессиональной среды. Нужно это для того, чтобы лучше понимать происходящее в вашем окружении.
Также обязательно советую проходить актуальное для вас обучение хотя бы раз в два года.
Как держать баланс между работой и личной жизнью? Упор то в одно, то в другое
Сперва дайте себе определение работы и личной жизни. Вы на работе живете не своей жизнью? Или она для вас не ценна? Тогда просто меняйте ее. Жизнь – единое целое, и вопрос может возникать только в том, сколько времени и сил мы готовы уделять той или иной деятельности. Временно баланс – иллюзия, так как в разные моменты жизни у нас разные приоритеты, цели и эмоции. Важно находить смысл во всем, что мы делаем, развиваться, иметь максимальное количество источников позитивных эмоций. Именно это определяет все пропорции в нашей жизни, а не поиски обманчивого баланса.
Перехожу из финансов в медицину на руководящую должность. Как адаптироваться и не навредить?
Самый хороший способ быстро адаптироваться – уметь наблюдать, слушать и чувствовать. Другие люди, другие клиенты, другая культура. Дайте себе время (4-6 месяца) на наблюдение за командой, организацией, клиентами, средой. Это не значит, что вы должны сидеть сложа руки: работа никуда не денется. Но вы должны дать себе время на беседы, встречи, чтение, анализ. Какие ценности ваши и новой среды совпадают? Опирайтесь на них. Каковы основные боли ваших клиентов? Сфокусируйтесь на них. В чем ваша уникальность? Постройте собственное позиционирование в новой среде.