04 февраля 2025
Статья

Бум электронной коммерции: в чем ценность экосистем

Рынок онлайн-продаж в России по итогам 2024 года, как полагают в АКИТ, может пробить 9 трлн руб – рост более чем на 40% год к году. В чем ценность интернет-продаж для потребителей, как осуществляется регулирование сферы и есть ли будущее у офлайн-торговли, рассуждает руководитель Лаборатории международных экономических исследований, доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин.
Бум электронной коммерции: в чем ценность экосистем

Девять триллионов рублей – в такую сумму оценивает потенциальный объем рынка онлайн-продаж в России по итогам 2024 года президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.

У руководителя отдела аналитиков компании Data Insight Елизаветы Хоботиной еще более оптимистический прогноз: 10,7 трлн руб по итогам 2024 года. Согласно подсчетам АКИТ, в январе-октябре 2024 года рынок уже увеличился до 7 трлн руб, что на 43% больше показателя аналогичного периода предыдущего года.

С другой стороны, та же Data Insight и другие аналитические компании прогнозировали постепенное замедление роста рынка e-commerce в 2024-2026 годы: перетекание покупателей в онлайн не может продолжаться бесконечно, хотя точные оценки динамики – вопрос весьма дискуссионный.

Соображениями по поводу настоящего и будущего сферы с изданием Finversia поделился руководитель Лаборатории международных экономических исследований, доцент Школы управления СКОЛКОВО Владимир Коровкин – inTrend приводит комментарий эксперта полностью.

Экосистемы как цифровой бизнес: новая ценность

Еще в конце 1990-х наиболее прозорливые аналитики заметили, что интернет-бизнес способен создавать значительную новую ценность, но большую часть ее получат потребители.

Современный экосистемный цифровой бизнес – тому яркое подтверждение. Потребители выигрывают от него как минимум одним из трех способов: улучшение логистики, снижение цены, поиск редких товаров. Предприниматели тоже получают серьезный выигрыш – скорость и дешевизна доступа к рынку.

Интересным образом, несмотря на мощную конкуренцию на платформах, реально получить очень большой возврат на инвестиции – если угадать с товаром и эффективно распорядиться доступными инструментами маркетинга.

Наши исследования показывают: вопреки распространенному мнению, значительная часть продавцов на маркетплейсах – не производители, а посредники. Более продвинутые из них вкладываются в дизайн и брендинг продукции, но многие просто закупают ее на фабриках и выставляют на платформах.

Регулирование: как пройти по тонкому льду

Конкурентные рынки – сложные механизмы, неудачные решения их регулирования могут вылиться в такой эффект, при котором будет осложнена жизнь добросовестным игрокам и упрощена недобросовестным, которые получают четкий набор правил, которые всегда можно обойти, но которых вынуждено придерживаются другие.

Концепция регулирования, которую мы предложили в одной академической публикации состоит в том, чтобы ориентироваться не на процессы, а на конечные рыночные эффекты. 

На мой взгляд, удачный в мировом масштабе пример – российское регулирование рынка такси. Есть требования к лицензиям, есть таксопарки, а как они ищут потребителя – через платформы или разъезжая по улицам – это их дело.

Не стоит забывать, что сегодня в России активно развиваются отечественные цифровые платформы, которые успешно конкурируют с зарубежными аналогами. Однако, когда миллионы людей начинают взаимодействовать, неизбежно возникают вопросы

С коммерческими пользователями по изменениям условий договора и ответственности сторон, распределению рисков. С потребителями – по качеству продукции и оказываемых услуг. Самих исполнителей могут касаться вопросы социальной и пенсионной защищенности.

Для эффективного регулирования платформенной экономики важно учитывать лучшие мировые практики, разрабатывать отраслевые стандарты и поощрять саморегулирование. Государство и бизнес должны работать в партнерстве, создавая гибкую правовую среду, которая позволит платформам развиваться, а потребителям – чувствовать себя защищенными.

Офлайн-бизнес: останется или нет?

Останется, но станет другим. В книге «От носорога к единорогу» мы с Виктором Орловским приводим пример из книжной торговли.

Amazon полностью победил на рынке США крупные книжные сети, которым пришлось сильно сократить бизнес, а некоторым – вовсе из него уйти. Но при этом в США каждый год обновлялся рекорд количества независимых книжных магазинов.

Получилось так, что книжные продажи разделились на два рынка: что-то, что не требует эмоционального вовлечения, идет через платформы, но при этом рядом есть и «теплый ламповый» магазин для ценителей.

Это относится к большой части товаров. Все остальное рано или поздно обречено уйти в сеть.

Материал подготовил Григорий Маслов

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie