О том, может ли обучение помочь построить успешную карьеру и какие навыки необходимы предпринимателям и управленцам в современном бизнесе, рассказал Булат Нуреев, директор МВА, Executive MBA и магистерских программ Школы управления СКОЛКОВО.
О пользе бизнес-образования
Современные лидеры все чаще инвестируют время и ресурсы в образование, получая степень МВА или Executive MBA. Это связано с возросшей турбулентностью среды, конкурентными изменениями на ранее привычных рынках и, не в последнюю очередь, увеличением масштаба амбиций управленцев.
Ценности обучения во взрослом возрасте:
- Образование как способ увеличить качество жизни. Образование – безграничное пространство для личностного и профессионального роста. Получив единожды хороший образовательный опыт, человек навсегда открывает для себя бесконечный горизонт развития, умение выстраивать разные образовательные и карьерные траектории на протяжении всей деятельной жизни.
- Глобальность знаний. Знания не имеют границ. Несмотря на политические и экономические барьеры, обмен опытом и знаниями неизбежно происходит, что позволяет через образование получить доступ к развивающемуся международному опыту, расширить кругозор и спектр своих представлений и возможностей.
- Безопасная среда «среди своих». Взаимодействие с однокурсниками и групповая динамика играют ключевую роль в образовательном процессе. Совместная деятельность и ценное содержательное общение студентов происходят не только в классе, но и за его пределами. Важная часть образовательного эффекта достигается через их коммуникацию друг с другом, поскольку многие значимые мысли, идеи и решения рождаются именно в таких неформальных разговорах.
Знания как основа успеха
Обучение в бизнес-школе охватывает множество дисциплин, которые можно объединить в три основных блока:
Управленческие компетенции. За последние 15 лет управленческая культура в России значительно развилась, и сейчас нет колоссального разрыва в компетенциях между российскими и зарубежными управленцами. В некоторых областях, таких как логистика и управление цепочками поставок, российские управленцы уже превосходят своих коллег. Где еще есть пространство для развития, так это в формировании целостного представления о том, как функционирует организация. Любому руководителю важно владеть базовыми знаниями об управлении, чтобы видеть общую картину бизнеса, а это не всегда достигается исключительно через опыт. Тут необходимо образование, дающее теоретические представления об управленческих моделях и образцах.
Представление о будущем. Этот тип знания направлен на формирование у студентов образа будущего и способов работы с ним. Это касается как представления об объективных трендах, которые будут определять бизнес-ландшафт на ближайшем стратегическом горизонте, так и способов конструировать персональное будущее для себя и своей организации.
Управление изменениями (change management). Будущее мало сконструировать, нужно еще и суметь в нем оказаться. Этот блок включает дисциплины, которые учат трансформировать себя и влиять на собственное окружение. Он замыкающий в лидерской образовательной траектории, которую студенты проходят на программе.
Обмен опытом, социальный капитал и культура доверия
Бизнес-образование невозможно в отрыве от практики, так как взрослый человек уже не умеет учиться «впрок». Если студент не может применить полученные знания сразу, они быстро забываются. Поэтому форматы обучения в бизнес-школах включают разбор реальных кейсов как из опыта крупных компаний, так и из бизнеса самих студентов с последующим конструированием новых решений.
Одним из ключевых элементов, позволяющих студентам применять полученные знания на практике, является работа над конкретными бизнес-проектами. Такой формат дает возможность попробовать себя в различных ролях и сценариях, развить критическое мышление, навыки анализа и решения проблем, а также научиться применять теоретические знания к реальным задачам. Кроме того, практические методы обучения позволяют студентам получить опыт работы и поиска единой системы координат в команде с представителями различных индустрий, научиться оценивать риски и принимать обоснованные решения в условиях неопределенности.
Проектная работа — это неотъемлемый элемент программы MBA, раскрывающий потенциал каждого участника и позволяющий применить полученные знания на практике. Проекты, с которыми работают студенты, можно разделить на два типа: предпринимательские и консалтинговые. Предпринимательские выбирают те, кто задумывается о создании собственного бизнеса и хочет попробовать свои силы в безопасной среде. Такой опыт позволяет понять, действительно ли предпринимательство — искомый путь. Это шанс проверить, хватает ли человеку воли, энергии и ресурсов, а также готовы ли близкие поддержать его стремления.
Одно из направлений программы Executive MBA (EMBA) — создание так называемых «импакт-проектов». Ее участники — успешные управленцы и предприниматели, которые умеют зарабатывать. Перед ними стоит задача не только развивать свои компании, но и осмыслить их влияние на окружающую среду и общество в целом.
Программы MBA и Executive MBA включают в себя международные модули, проходящие в странах глобального Юга: они позволяют студентам взглянуть на бизнес и культуру с другой стороны, увидеть принципиально новые решения. Это особенно актуально для России, где нередко встречаются трудности с развитием кросс-культурного интеллекта — умения видеть и понимать другого, договариваться с тем, кто культурно отличается от тебя. Бизнес-школы помогают студентам постепенно развивать свои навыки в этой области. Кроме того, путешествия помогают выйти за рамки привычного и способствуют личностному росту. Ценность этого формата в том, что он позволяет переживать изменения на практике, делая образовательный опыт более насыщенным и значимым. В процессе обучения за границей студенты находят новые смыслы в бизнесе и масштабируют свои представления о способах решения проблем и возможностях.
Не менее важным результатом обучения является создание крепких и долгосрочных связей. Программы бизнес-образования предлагают нечто большее, чем нетворкинг, часто подразумевающий лишь добавление новых контактов в записную книжку. Гораздо большей ценностью в долгосрочной перспективе обладает тот социальный капитал, который выстраивается за время обучения. В бизнес-школах студенты, работая над своими проектами индивидуально и в группах, проживают немало сложных моментов. Совместное преодоление трудностей помогает им развивать доверие, поддерживать друг друга и выстраивать крепкие отношения.
Не стоит недооценивать значимость культуры доверия. В турбулентные времена именно наличие социального капитала и надежных партнерств становится дополнительным фактором устойчивости. Когда внешние шоки и неопределенность становятся частью повседневной жизни, доверие и крепкие связи играют решающую роль в вопросах сохранения конкурентоспособности и дальнейшего развития.
Кризис как трамплин для роста
Образование в кризис становится более ценным, так как помогает управленцам адаптироваться к изменениям. Множество кейсов доказывают, что кризис действительно может способствовать росту бизнеса и открывать перед ним новые возможности.
Предпринимательский подход к жизни, которому можно научиться в бизнес-школах, и заключается в том, чтобы в сложные времена не только преодолевать испытания, но и видеть перспективы. В зависимости от этапа жизни и карьеры студенты ищут ответы на разные вопросы: как продолжать восходящую траекторию, как правильно распорядиться имеющимися активами или выйти на качественно новый уровень. Именно способность быстро менять курс и эффективно управлять изменениями даже в условиях неопределенности становится ключом к долгосрочному успеху.
Бизнес-образование сегодня — это не просто получение знаний и навыков, а глубокое погружение в реальный мир бизнеса, создание уникальной среды для личностного и профессионального роста. Оно помогает руководителям не только адаптироваться к изменениям, но и формировать вокруг себя культуру доверия и расширять социальный капитал — ключевые элементы устойчивости и долгосрочного успеха в условиях нестабильности. Именно поэтому современные лидеры готовы инвестировать свое время и ресурсы в бизнес-образование. Они не только совершенствуют свои профессиональные компетенции, но и учатся находить возможности там, где другие видят лишь вызовы.