— Вы пришли в Школу управления СКОЛКОВО в 2014 году, что-то новое про бизнес и управление для себя за эти десять лет узнали?
— Начнем с того, что эти десять лет Школа проходила через те же вызовы и испытания, что и наши клиенты. У нас нет государственного финансирования или большого эндаумент-фонда, и это сильно держит в тонусе: как мы заработаем, так и будем жить. И поскольку мы почти всю заработанную прибыль инвестируем в собственное развитие — в программы, профессуру, кампус — наше будущее буквально зависит от нас самих. Поэтому мы очень внимательно смотрим за актуальной повесткой бизнеса в поисках собственного развития, и наши клиенты это чувствуют и выбирают нас за это.
Топ-менеджер, долго находящийся в операционной деятельности в своей роли, принимает решения на основании накопленного опыта, отработанных паттернов поведения. Когда нужно сделать что-то нетривиальное, спроектировать следующий шаг лично для себя или для организации, возникает вопрос о новых знаниях, идеях, инсайтах.
В процессе обучения ты неизбежно узнаешь что-то новое, даже на свою нынешнюю деятельность начинаешь смотреть с новых ракурсов. Плюс за десять лет несколько ключевых вещей изменилось в России в управленческом знании как таковом.
Первое — трансформация отношения к теме устойчивого развития у российского бизнеса. В 2014 году в Школе управления СКОЛКОВО создавалась лаборатория по устойчивому развитию, и был выбран слоган Sustainability pays back («Устойчивое развитие окупается» — прим. ред.). Для большинства российских компаний тогда это было неочевидно, а сейчас уже никого не нужно убеждать, что устойчивое развитие — это про бизнес, а не про благотворительность, прежде всего — про новые бизнес-модели.
Второе — цифровизация. Десять лет назад мы обсуждали эту тему в режиме «посмотрите, как космические корабли бороздят просторы», приводя в примеры практики компаний Boeing, Apple. Сейчас уже все поняли, что «цифра» бессмысленна, если не менять бизнес- или операционные модели. Из этого появился запрос на создание эффективных систем управления на основе больших данных и искусственного интеллекта.
Третье — новая культурная география. Раньше нам было удобно и комфортно работать с европейскими и американскими школами, как и большинству российского бизнеса. Страны БРИКС были, конечно, тоже частью повестки, но иногда нашего внимания не хватало для активного развития проектов в этом направлении. Сейчас ситуация изменилась, работа со странами глобального Юга становится наиболее притягательной. И за новой экономической географией стоит новая культурная география, поэтому мы сейчас, расширяя собственное присутствие на этих рынках, активнее обсуждаем cultural intelligence — разницу культур и практик делового оборота.
В этом году — мой десятилетний «юбилей» в Школе, а еще 15-летие флагманских дипломных программ MBA и Executive MBA. Этому событию будет посвящено много интересного, в том числе и мероприятия. Следите за обновлениями, будем рады видеть вас в гостях на кампусе.