Попадая в цифровое пространство, потребитель уже не соотносит одно банковское приложение с другим — он сравнивает впечатления, которые получил, пользуясь услугами онлайн-банка и покупая онлайн билеты на самолет.
Этот же феномен определяет и ситуацию в мире образования. В короткой перспективе пользователь может сравнивать похожие образовательные онлайн-программы в разных вузах. Но в среднесрочном горизонте он будет смотреть на степень вовлечения в образовательный цифровой опыт и опыт, полученный от других цифровых сервисов.
В 2021 году он может сказать: «EdX не дотягивает до Netflix, мне неинтересно. Я буду выбирать тех, кто сможет обеспечить мне ту же интенсивность вовлечения в образовательный процесс, которую дают игры, сериалы и другие элементы онлайн-экономики переживаний».
Преодолеть этот вызов — критически важно для рынка образования. Не спасет противопоставление «низкого и высокого» — развлечений и образования. Граница уже размыта, компьютерные стратегии подтверждают свою эффективность в развитии интеллектуальных способностей и soft skills у детей, а жанр документального кино переживает мировой бум во многом благодаря стриминговым платформам. Это поколенческий сдвиг. Поэтому образованию не остается ничего другого, кроме как отойти от «трансляционной» образовательной парадигмы в сторону action learning, experiential learning, learning by doing, геймификации, управления вниманием аудитории и вовлечения ее в происходящее в новых образовательных форматах.
Вовлечение на первом плане
Обычная записанная заранее онлайн-лекция конкурирует с книгой или с видеоматериалом: ее всегда можно отложить, а затем вернуться позднее. Лекция, которая проходит в Zoom, теряет магию присутствия, преподавательскую харизму.
Особенность того, что мы привыкли называть подлинным образовательным опытом, — это его событийность, происходящее здесь и сейчас. Образование вовлекает, его нельзя отодвинуть «на потом», оно работает с важными когнитивными способностями, требующими напряжения, концентрации и поддержки этой концентрации со стороны преподавателя и организатора учебного процесса. Поэтому способы обеспечения коммуникации и взаимодействия профессора и студента, студентов друг с другом являются не менее важным компонентом образования, чем его содержание: то есть вопрос «Как?» становится равноценным вопросу «О чем?». Лекции нового типа, реализованные в цифровой среде и с помощью цифровых элементов, предполагают, что студенты не только общаются с преподавателем, но и взаимодействуют друг с другом — и делают это еще более качественно, чем в традиционной аудитории.
Поэтому главный вызов образованию, который был обострен пандемией, — не цифровые инструменты, а образовательные методики, которые должны быть изменены и адаптированы к реальности дистантного взаимодействия. Концентрация на обсуждении и рефлексии уже заранее прочитанного или проделанного, кейс-метод, симуляции, проектная работа — все, что погружает студента не в пассивно-воспринимающую, а в активную деятельную позицию, попадет в повестку образовательной трансформации. Во время онлайн-занятий они должны что-то делать, а не просто слушать: играть в онлайн-симуляции, реагировать, взаимодействовать — это ключевое отличие дистантного взаимодействия от физического.
Студенты меняются
Представим, что цифровое образование внезапно стало массовым и осталось с нами навсегда. Что изменится для студентов?
- Повысятся требования к самоорганизации: онлайн-обучение обострит необходимость большой и самостоятельной подготовки. Если студент хочет учиться онлайн, не теряя качества образования, он должен уделять больше времени подготовке к лекции и домашнему заданию после нее. При условии, что студент структурирует свое время и свои задачи, а образовательный процесс будет посвящен не трансляции материала, а организации понимания и профессионального мышления студентов, качество программ возрастет.
- Мотивация студента приобретет еще больший вес при отборе на качественные образовательные программы. Предметной подготовки или общего интеллектуального развития студента как условия поступления будет недостаточно, чтобы образовательные учреждения могли контролируемо управлять качеством своих выпускников. Методики выбора и оценки талантов, на которые охотятся лучшие школы и университеты, будут еще больше скорректированы именно на оценку мотивации и самоорганизации абитуриентов.
Преподаватель становится режиссером
Современному человеку сложно долго удерживать внимание на одном предмете, люди все хуже концентрируются на одной теме в течение продолжительного времени.
Это значит, что современный онлайн-преподаватель не просто готовит содержание лекции, а продумывает, как он будет управлять вниманием студентов на протяжении всего отведенного времени, меняя и чередуя разные режимы работы с учебным материалом.
Например, время лекции составляет девяносто минут. Первые пятнадцать минут преподаватель посвящает обсуждению темы, на следующие двадцать минут дает задание для работы группами, после проектной работы еще пятнадцать минут обсуждает результат со студентами, затем проводит опрос, показывает видео и так далее. В этом смысле профессорская работа в онлайне все больше становится похожей на режиссерскую работу — с точки зрения управления драматургией процесса.
Социальные связи важны
Любое элитарное образование подразумевает, что студенты не только получают знания, но и устанавливают между собой прочные отношения на всю оставшуюся жизнь. Если учебное заведение выполняет эту функцию, то социальные связи, полученные в его стенах, работают на выпускника в течение целой профессиональной жизни.
Онлайн-обучение подрывает этот важный элемент образовательного опыта, поскольку отсутствует живое общение в классе. Возможно ли воссоздать этот опыт в онлайн-среде — элемент большой дискуссии и локальных экспериментов в образовательном мире.
Zoom-вечеринки, онлайн-игры, имплементированные в образовательный процесс, — только первая проба пера. Развитие VR- и AR-инструментов позволит проектировать более интенсивный опыт, например, совместные путешествия.
Пока онлайн-образование, которое могло бы заменить полноценный образовательный опыт, находится на начальной стадии развития. Попытки вырваться в лидеры требуют изменения процессов в самих образовательных учреждениях и образовательных командах. Требования к скорости изменений кратно растут: если раньше школы могли позволить себе долго размышлять над форматами и методиками, то современные образовательные институты должны принимать быстрые решения: проектировать, внедрять экспериментальные форматы, оценивать эффективность — и либо вносить изменения, либо закрывать проект. Идет резкое заимствование практик управления проектами из цифровых компаний, которые умеют реализовывать короткие циклы разработки продукта.
В будущем на рынок могут прийти новые крупные игроки из других сфер. В любой кризис индустрия становится очень уязвима к угрозе прихода новых игроков из других отраслей, которые могут попытаться использовать преимущество, которое они получили на своем домашнем рынке. Если тренд на цифровизацию образования окажется устойчивым, то тематикой образования могут заинтересоваться цифровые и медийные компании, которые захотят использовать свои наработки в части управления пользовательским опытом.
Думаю, что на глобальном рынке мы сможем увидеть интересные попытки, в том числе слияний и поглощений, которые не слишком свойственны образованию, но привычны для других индустрий.
Пока российская образовательная индустрия кажется более устойчивой, потому что в большой мере существует на государственные средства. Но и в нашу страну это придет — и тогда те, кто не успел перестроиться, начнут проигрывать игрокам нового типа, в том числе глобальным. Поэтому большая трансформация отрасли все еще впереди.
Читайте статью в первоисточнике: РБК