Появление новых сервисов
Если мы посмотрим на российскую инфраструктуру финансовых услуг, то увидим, что она полностью находится в пределах нашей страны. Для осуществления платежей работают разные сервисы. Например, система передачи финансовых сообщений или финансовых данных, которая работает как аналог SWIFT. Есть и Национальная система платежных карт (НСПК), которую часто ассоциируют в первую очередь с платежной системой МИР, и система быстрых платежей (СБП) — система оплаты с дебетового счета одного банка на счет другого банка вне зависимости от страны.
Функционируют и облачные сервисы. Они позволяют не только замещать какие-то финансовые услуги, но и, возможно, развивать новые услуги, которых до этого мы не видели.
Выбор платежных инструментов
Россияне достаточно инертны и не склонны быстро менять платежные инструменты. Те, кто пользовался картами международных платежных систем, продолжают ими пользоваться, потому что все работает и особых причин для перехода нет.
Пострадали те, у кого техника Apple, — система iOS перестала функционировать как прежде. Для пользователей на системе Android есть существенный ряд альтернатив — отечественные магазины приложений, которые сейчас импортозамещают возможность оплаты. Это NashStore, RuStore и так далее.
Развитие цифрового рубля
Банк России планирует эмитировать цифровой рубль — по сути, он будет храниться в ЦБ. Однако по факту потребитель открывает кошелек в коммерческом банке, который выступает в качестве интерфейса для потребителя, занимается идентификацией и исполнением каких-то его поручений. Очевидная выгода использования цифрового рубля — безопасность.
Новые платежные методы
Скорее всего, хорошее применение в платежах будут иметь QR-коды. Будет развиваться сервис СБП Pay, но это не единственная опция. Важно помнить о том, что существуют не только привычные сервисы. Не исключено, что это будет не только СБП Pay, а что-то более современное, новое и даже более инновационное, например с биометрией и так далее. Нельзя исключать распределенные реестры, технологию блокчейн.
Состояние платежного рынка
Благодаря регулированию снижаются издержки, ритейлеры могут не так сильно повышать цены и хотя бы переносить часть удара от экономических изменений с потребителя внутрь себя. Порядка 40 % потребителей сказали, что изменят свое поведение при отмене бонусов и кешбэка, порядка 40 % держателей карт постараются открыть новую карту, часть — уйдет в сторону наличных.
Что учесть банкам
Потребители готовы давать возможность абсолютно разным продуктам, которые помогут сделать их жизнь проще. Однако стоит помнить, что окно возможностей не будет слишком долгим — сейчас уже многие возвращаются к тому, чем они пользовались когда-то давно. Чтобы понять, стоит ли запускать что-то новое, нужно изучить и понять эмоциональный фон конкретного клиентского сегмента.
Трансграничные платежи
Для ряда цифровых решений, которые автоматизировали что-либо в компании, есть аналоги в странах ближнего зарубежья, которые можно использовать для российских платежей. Также можно платить по реквизитам. Кроме того, если оплата не прошла, возможно, виноват не банк, а какое-то другое звено в цепочке. Нужен фокус не только на финансовые, но и юридические аспекты.