Концепция lifelong learning возникла больше полувека назад, а c 2019 года стала настоящим трендом: в Европе, по данным Eurostat, каждый десятый взрослый уделяет внимание послевузовскому дополнительному образованию. Успешные, состоявшиеся люди снова идут в университеты, чтобы успеть за меняющимся миром. Решить, куда именно пойти учиться, непросто: в многообразии программ и аббревиатур — MBA, DBA, EMBA и прочих — легко запутаться. Попробуем разобраться, чем отличается бизнес-образование от образования для бизнеса, и когда компании и ее владельцу нужен именно второй вариант.
Я — предприниматель со стажем: с практикой полный порядок, но часто в решениях руководствовался интуицией. Понимаю, что знаний в бизнес-вопросах явно не хватает. Надо идти на МВА?
Неудивительно, что, когда речь заходит об учебных программах в сфере бизнеса, сразу вспоминается MBA: за рубежом образование Master of Business Administration появилось больше 100 лет назад, а в России — в 1990 годы.
Но существуют и альтернативные образовательные программы: только в Московской школе управления СКОЛКОВО больше 30 вариантов, и у каждой — своя специфика. Например, MBA помогает специалистам и менеджерам среднего звена построить корпоративную карьеру, а предпринимателям (их около 35 % аудитории) — систематизировать управленческие навыки, EMBA for Eurasia — подготовиться к управленческой работе в евразийском регионе, а «Стартап Академия» — запустить или пересобрать стартап, интересный для инвесторов.
Есть здесь и специализированное образование для бизнеса — программа «СКОЛКОВО Практикум». Ее цель — решить реальные задачи компании, пересобрать бизнес-модель и вывести компанию на новый этап развития. Поэтому здесь учатся серийные предприниматели, управляющие собственники и их топ-команды: «Люди, для которых их бизнес — это жизнь и свобода, и ее важно сохранить, приумножить, перестроить, пересобрать и двигать вперед», — объясняет директор программы Елизавета Ильина.
В какой момент образование для бизнеса будет полезным?
На «Практикуме» предприниматель может разобрать свой бизнес до самых основ, посмотреть на каждый элемент: где он устарел, что с ним происходит, какие есть ограничения, преимущества, — а затем собрать обратно.
Елизавета Ильина
директор программы «СКОЛКОВО Практикум»
Поэтому чаще всего участники приходят на «СКОЛКОВО Практикум» на стадии замедления роста бизнеса или выхода на плато, когда приходит осознание рисков. Обучение помогает их нивелировать: в процессе находятся идеи и ресурсы для перезапуска.
Благодаря проектному подходу каждый участник программы работает над пониманием и развитием собственного кейса, выносит инсайты и находит решения для своей бизнес-ситуации, которые в дальнейшем использует на практике.
Цели и результаты обучения будут отличаться от обычного бизнес-образования?
Определенно. Так, в MBA акцент делается на теоретических основах и изучении успешных бизнес-кейсов: студенты бизнес-школы СКОЛКОВО в рамках консалтингового модуля приходят в действующие компании и разбирают их реальные ситуации. А еще делается фокус на философии self-made — для этого один из модулей лидерского курса проходит в экстремальных условиях Камчатки. Это связано с тем, что бизнес-образование в большей степени ориентировано на карьерное развитие: выпускники получают нужные управленческие знания, формируют лидерскую и профессиональную траекторию. По данным портала «MBA в Москве и России», основным результатом обучения 83% выпускников российских бизнес-школ называют новые знания и навыки, 60% - деловые связи, 39% - рост дохода и 35% - карьерный рост.
У «СКОЛКОВО Практикума» как образования для бизнеса три основных результата. Оно дает образовательный и трансформационный эффект, что затем выражается в деятельности: выпускник может запустить проект изменения или развития своего бизнеса и вывести компанию на новый этап. 50% открыли новое направление бизнеса. Их выручка, по оценке самих участников программы, увеличивается на 130 %, а рост горизонта планирования после программы составляет от 2,5 до 16,5 лет.
Например, Денис Добряков, управляющий собственник ArtSkills, смог перевести свой бизнес с узкого рынка персональных подарков в сегмент аналитики маркетплейсов и управления поставками и довести годовой оборот компании до 5 млрд ₽. А Илья Сухих, основатель грузинского ресторана «Супра» во Владивостоке, назвал программу «прививкой от пандемии», которая помогла ему добиться результатов во время карантина: предприниматель запустил доставку еды и дополнил ее смежными услугами (вплоть до «проката» официантов для праздников), что в результате дало в 2020 году прирост на 336 % к прошлому году. Еще одна выпускница, Ольга Карпова, запустила проект «Ферма для своих»: из личного хозяйства он вырос в большой бизнес с экскурсиями, кулинарными мастер-классами для гостей и интернет-магазином на 200 наименований фермерской продукции.
Другая важная особенность «СКОЛКОВО Практикума» — работа с предпринимательским мышлением: программа помогает понять, как устроена бизнес-модель, компания, рынок, и научиться стратегически оперировать этими элементами.
С кем вместе я буду учиться на программе «СКОЛКОВО Практикум»?
С такими же предпринимателями из России, Казахстана, Узбекистана, Румынии и других стран. 86% - предприниматели, 12% - функциональные и генеральные директора, 2% - социальные предприниматели.
Общение с другими предпринимателями открывает огромные возможности для развития и работы в кругу единомышленников. Две трети участников «Практикума» построили бизнес-партнерство с другими выпускниками Московской школы управления СКОЛКОВО, каждый пятый нашел здесь инвестора.
Например, Евгений Иванов, управляющий собственник «ПентаХаус Групп», на «Практикуме» познакомился с Ириной Пальчиковой, управляющим собственником мебельной компании «Русский Нестандарт». На тот момент партнеры работали над совместным международным проектом в рамках строительства объектов для Чемпионата мира по футболу 2022 в Катаре. Сооснователь PR-агентства TrendFox Ольга Павликова нашла новых клиентов в своей учебной группе, а Виталий Александров и Юрий Машенцев на программе вместе придумали сервис прогнозирования продаж для ресторанов Foodcast.ai и привлекли первые инвестиции (позднее проект трансформировался в маркетплейс Foody, и сейчас в него инвестирует ФРИИ).
Здесь тоже учатся на лекциях, как в университете?
Без лекций никуда, но основной фокус все же сделан на практике и коммуникациях. У «СКОЛКОВО Практикума» сложный инженерно-образовательный движок: синтез множества образовательных режимов и технологий позволяет участникам не перенимать знания, а конструировать собственный опыт. Эта технология работает даже на расстоянии: благодаря своему опыту образовательные инженеры программы смогли во время пандемии без потерь перевести все режимы обучения (вплоть до игрового) в live-формат, чтобы помогать предпринимателям заниматься пересборкой бизнес-модели и проводить анализ новых рынков в режиме реального времени.
В целом «Практикум» — это 6-месячный спринт, где каждый месяц участники проводят по 5 дней на очной сессии, посвященной определенному модулю: рынку, клиенту, продукту, бизнес-модели, ресурсам и команде. Формат занятий динамично меняется: от построения карты бизнеса к публичному выступлению, от проектной работы в кругу единомышленников к сторителлингу и бизнес-играм, от встреч с экспертами к самопроектированию. Есть место и для работы с телом: при высокой интеллектуальной нагрузке практики здоровья помогают поддерживать ресурсность. Работа в учебные дни занимает по 12-15 часов, а между очными сессиями предусмотрена самостоятельная межмодульная работа. Экзаменов нет. Программа завершается защитой пересобранного бизнес-кейса перед партнерами, инвесторами и приглашенными экспертами, на которой предприниматель может прояснить оставшиеся вопросы перед выводом проекта на рынок.
Учиться с такой интенсивностью непросто, но только так можно изучить и пересобрать свой бизнес за полгода.
Как поступить на программу?
Это может быть непросто: конкурс на программу «СКОЛКОВО Практикум» — три человека на место.
Важная задача команды программы — создать в каждой группе сообщество единомышленников-предпринимателей, которые поделятся своим опытом, экспертизой и ресурсами. Поэтому на этапе отбора происходит «калибровка» участников: вместо вступительных экзаменов предусмотрена адмиссия, то есть встреча предпринимателя с одним из членов команды. Ее цель — понять, будет ли полезно его компании на данном этапе развития обучение на программе «СКОЛКОВО Практикум», и выяснить, соответствует ли личный трек предпринимателя общей стратегии программы.
Мы должны убедиться, что человек готов к серьезной трансформации своего бизнеса плюс находится в актуальной ситуации — замедления роста или устаревания бизнес-модели. В этот момент наш инструментарий принципиально необходим.
Елизавета Ильина
директор программы «СКОЛКОВО Практикум»