«Хороший предприниматель — это человек, который видит неудачу в том, что для других норма»
Многие люди начинают заниматься бизнесом, но лишь единицам удается создать действительно устойчивые международные компании, которые в течение длительного времени приносят солидную прибыль. Чтобы ответить на вопрос, почему так происходит, нужно для начала понять, что такое предпринимательство в целом. С моей точки зрения, предпринимательство — это извлечение выгоды из возможностей, возникших в результате неудач. Как правило, когда компании теряют своих клиентов, предприниматели усматривают в этом возможности. Они могут не иметь нужного продукта, производить продукт или услугу плохого качества или предлагать продукт, к которому прилагается некачественное обслуживание. Хороший предприниматель — это человек, который видит неудачу в том, что для других норма. Например, до Марка Цукерберга все считали нормой встречаться с друзьями и знакомиться только на днях рождениях и вечеринках. Но Цукерберг сказал, что можно заводить друзей в сети. Мы об этом, как о норме, даже и не думали. А он посчитал это неудачей и задал новую норму, которую мы приняли.
Я не понимаю, почему я не могу попасть на самолет, зарегистрировавшись с помощью компьютера? Почему не могу сделать то же самое при заселении в отель? Почему я должен стоять среди других людей, отдавать свою кредитную карту и ждать своей очереди и т. д. Итак, я вижу в этом провал, и предприниматель видит провал, а обычные люди принимают это за норму.
Приведу еще один пример. Многие говорят, что компания Uber стала прорывом. В Uber поняли, что с помощью Google Карт, Google Pay и Apple Pay компания может существенно улучшить потребительский опыт. По сути, Uber не изменил бизнес. Бизнес по-прежнему выглядит так: один человек, одна машина, один водитель, поездка из пункта А в пункт Б. Изменилось то, что прилагается к поездке на такси.
«И тогда вы думаете: „Я могу делать лучше“». О двух типах неудач
Неудачи, о которых сказано выше, делятся на два типа. В первом случае существующие компании не способны полностью удовлетворить требования клиентов, и они испытывают недовольство. Так обычно бывает, когда компании предлагают продукт плохого качества. Соответственно, другой предприниматель думает, что может сделать лучше. Второй тип неудач менее очевидный и заключается в том, что компании не видят изменений, которые позволят добиться большего.
К локальным неудачам можно отнести ситуацию, когда в городке, в котором вы живете, попросту нет определенного вида бизнеса. Вы видите возможность и говорите себе: «А не начать ли мне такой бизнес?». Или есть некая компания, которая не справляется со своим бизнесом. И тогда вы думаете: «Я могу делать лучше». Но подобные локальные компании, как правило, относятся к так называемому лайфстайл-бизнесу. Использование таких неудач не позволит вам построить международный бизнес. Таким образом, у нас есть второй тип неудач. Я бы назвал их отраслевыми, или секторальными, неудачами. В этом случае речь идет о ситуации, когда в изменениях нуждаются существующие модели ведения бизнеса, а вы понимаете, что обладаете чем-то, что позволит вам делать определенные вещи лучше, быстрее и качественнее.
«Никогда не было так просто заниматься предпринимательством, как в наши дни»
Я думаю есть несколько причин, почему в наши дни предпринимательство так широко распространено. Причина номер один: никогда не было так просто заниматься бизнесом, как сейчас. Начать свое дело раньше было намного дороже, чем сегодня. К примеру, в 1983 году билет на самолет в Нью-Йорк стоил бы мне моей шестимесячной зарплаты. Сегодня вы можете начать продавать на Amazon за 12 часов, создать кампанию в Google AdWords за 4 часа, разместить рекламу на Facebook за 6 часов.
Во-вторых, сегодня вы можете копировать идеи намного быстрее, поскольку найти нужную информацию практически не составляет труда. Есть немецкая компания под названием Rocket Internet. Все, что она делает, — копирует интернет-модели из США. Если в США есть онлайн-сервис по доставке кормов для домашних животных, то, скорее всего, в течение месяца Rocket Internet запустит такой же. Компания поняла, что не нужно изобретать велосипед, можно просто копировать и быстро двигаться дальше.
Еще одной причиной я вижу постоянные технологические сдвиги. Особенно наглядно это прослеживается на примере соцсетей. Знаете, у меня до сих пор нет учетной записи в Facebook, не говоря уже об аккаунте в Instagram. Если у вас они есть, но нет аккаунта в TikTok, вы устарели. Так что просто примите это. В наши дни мир движется с огромной скоростью. Этот факт, я считаю, влечет за собой новые изменения. И чем больше изменений, тем больше неудач, а чем больше неудач, тем больше возможностей.
«Первыми предпринимателями стали наши худшие ученики, которые столкнулись с провалом рынка труда»
Когда я начал преподавать около 20 лет назад, у нас в университете почти не было предпринимателей. Первыми предпринимателями стали наши худшие ученики, которые провалились на рынке труда. Скорее всего, они банально не могли найти работу, поэтому основывали свои компании. В наши дни все любят предпринимателей, а заниматься бизнесом становится все более престижно. Сегодня мы видим, что все больше и больше компаний стараются вкладывать деньги в предпринимательство. Я работаю в компании GS Global Insurance, и она только что создала фонд в размере 60 млн € специально для этой цели. Крупнейшие корпорации предпочитают нанимать моих студентов, если у них есть некоторый предпринимательский опыт. Разумеется, мы поощряем молодых людей заниматься предпринимательством. При этом нужно помнить, что у каждой медали есть две стороны.
Будучи предпринимателем, вы можете заработать хорошие деньги. Однако вам сложно ощутить это богатство, потому что большая его часть вложена в бизнес и обслуживание клиентов. Считается, что предприниматель занимается своим делом и не зависит от других. Но давайте будем честны: предприниматель не может быть совсем независимым, потому что он никогда не отдыхает, никогда по-настоящему не бывает в отпуске, не расслабляется и всегда беспокоится. Его друзья и семья говорят ему, что он никогда не присутствует здесь и сейчас на все 100 %, потому что всегда находится где-то еще на 10-20-30 %. Если вы не можете встать и выйти в дверь без опасения, что ваш бизнес прекратит работать — значит, у вас нет бизнеса, нет компании, потому что бизнес не зависит от своих основателей. Он зависит от процессов и структур, которые позволяют добиться результатов. Во многих случаях у вас не получится вывести деньги из бизнеса, пока вы не выйдете из бизнеса сами. И это еще одна большая проблема, с которой сталкиваются люди.
Статья подготовлена на основе материалов встреч с глобальными предпринимателями в рамках образовательной программы Global Shift Expedition. Читайте также статьи Руи Перейры «Путеводная звезда для глобальной компании» и «Питчинг IT-продукта для глобальных компаний».