Бизнес активно включился в работу с новыми вызовами — разрывами цепочек поставщиков, нарушениями в логистике, сокращением клиентской базы. Появляются новые интересные кейсы из рыночной практики. Например, нефтепроизводители используют для работы под санкциями схемы Венесуэлы и доставляют горючее морем на более крупные танкеры, где смешивают его с другим, чтобы миновать закрытые для российских судов порты. Подсанкционный «Совкомбанк» также нашел способ обойти ограничения: предлагает держателям своих евробондов обменять еврооблигации на новый выпуск срочных российских ценных бумаг. Так инвесторы смогут получать выплаты напрямую в России, минуя международную платежную инфраструктуру.
При этом по итогам нескольких месяцев можно сказать, что если в отдельных случаях удается найти конкретные решения, то с пониманием общей картины — как будет выглядеть бизнес-реальность в ближайшем будущем, — все намного сложнее. Новый «идеальный шторм» оказался настолько мощным, что имеет все шансы не просто войти в учебники, а стать самостоятельным предметом для научных исследований. Однако сейчас перед бизнесом стоит прикладная задача — выжить и сформулировать альтернативный modus operandi.
Понимание нового мироустройства
Часто значимым фактором успешного бизнеса является правильно сложившаяся бизнес-модель, наработанные связи, отлаженные процессы. Однако сейчас изменения внешнего контекста переопределяют сами представления о рынке, продукте, каналах, партнерствах. Предприниматели и топ-менеджеры задаются глобальными вопросами, например, как будет меняться мировая система разделения труда в текущих геополитических условиях.
Отличительная специфика классического бизнес-образования заключается в том, что в рамках дипломных программ эти вопросы разбираются системно на трех уровнях:
- на уровне представлений студентов о бизнесе, рынках и других ключевых для формирования предпринимательской картины мира понятиях
- опираясь на сформированные новые представления — на уровне моделей (бизнес-модели, операционные, технологические и т.п.)
- и, уже разбирая применимость моделей на кейсах в различных отраслях, — на уровне бизнес-практики.
Повестка геоэкономической трансформации строится вокруг возникновения новых рынков, устойчивости цепочек поставок, партнерств, масштабировании сетевых структур и развитии комплексных глобальных стратегий. Высокие темпы развития цифровых технологий ставят вопросы истиной цифровой независимости бизнеса, цифровых экосистем, финансовых технологий, включая роль криптовалют, независимых технологических платформ и кибербезопасности.
Цели устойчивого развития, включающие тесную работу с сообществами, заботливое отношение к потребителям, интеграцию с развивающейся социальной сферой и решение экологических вопросов, задают новые правила и каноны взаимодействия между игроками на мировом уровне. А высокий уровень неопределенности и вызванная им необходимость двигаться от модели кризис-менеджмента к устойчивым и гибким форматам командного взаимодействия формируют требования к новым организационным решениям и типам лидеров.
В бизнес-образовании эти и другие вопросы становятся предметом глубокой многосторонней рефлексии, а затем интенсивного обсуждения с экспертами исследовательских центров, профессорами и представителями бизнеса.
Так, на программу SKOLKOVO Executive MBA традиционно приходит примерно равное количество предпринимателей и топ-менеджеров. Сейчас наблюдается значительный интерес со стороны собственников: последний поток собрал больше 75% бизнесменов. Владельцы компаний приходят на программу, чтобы разобраться, как иначе можно думать про свои компании, и какие требования к бизнесу задают меняющиеся глобальные контексты и новые реалии.
Продолжение экспортной деятельности и построение глобальных компаний
В масштабах мира российский рынок довольно компактен. Отечественные компании заинтересованы в продолжении работы на международных площадках, как с точки зрения выхода на новые потребительские сегменты, так и с точки зрения поиска технологий и компетенций для дальнейшего развития. Традиционное бизнес-образование позволяет не просто найти конкретную иностранную страну для экспорта, а в целом изменить свои представления и по-новому взглянуть на задачу построения глобальной компании. Вот и сейчас среди слушателей SKOLKOVO Executive MBA отмечается живой интерес к вопросам построения глобального бизнеса.
Еще в начале XXI века для многих сфер бизнеса рынок определялся как группа людей, находящихся на одной территории, желательно компактной, и имеющих схожие запросы, а задачей было найти территорию, где находится больше потенциальных клиентов и меньше конкурентов. Сейчас, с изменением технологического стека, возникновением новых каналов продвижения и инфраструктуры доставки, рынком для некоторых бизнесов могут стать и отдельные люди, находящиеся в разных концах мира, но объединенные схожими жизненными сценариями и запросами.
Для таких компаний меняется и спектр задач, традиционно входивший в дисциплину «маркетинг». Он сужается до двух, теперь уже принципиальных, компетенций — во-первых, анализ клиентского пути, то есть индивидуальных запросов отдельного потребителя, во-вторых, сбор и аналитика данных, позволяющих об этом клиентском пути узнать. Многие меняют и свой подход к выбору типа рынка, например, вместо страны рассматривая для выхода «конкретную точку» — город, или, наоборот, метарегион вроде «Мусульманского мира», или пользовательскую категорию, например «поколение зумеров».
Так вот, частью SKOLKOVO Executive MBA являются именно выездные международные модули, в рамках которых студенты работают с инвестиционными фондами, стартап-акселераторами, предпринимателями и корпорациями для обсуждения интересующих их вопросов и развития своих бизнесов. Направления для выезда определяются в соответствии с актуальной бизнес-повесткой и сегодня включают ОАЭ, Израиль, Индию, Турцию, Африку, Латинскую Америку. Ключевой целью таких выездных модулей является формирование понимания возможностей и особенностей страновых экосистем. Достижение этой цели требует глубокого погружения в региональные способы ведения бизнеса. Оно становится возможным в рамках командного и индивидуального проекта, стартующих в Москве за два месяца до выездного модуля.
Таким образом, обучение позволяет трансформировать взгляд на глобальный бизнес, разобраться, где и как сейчас может работать российская компания.
Лидерский стрим
Исторически большая часть собственников и успешных руководителей, поступающих на дипломные программы бизнес-школ, имеют относительно полное представление о том, что для достижения целей бизнеса необходимо понимать и правильно работать с командой. При этом, как показывает опыт, лишь часть из них представляют, насколько важным требованием для правильного управления сотрудниками и эффективного взаимодействия с партнерами является понимание самого себя. Проходя глубинные интервью с профессиональными коучами, взаимодействуя друг с другом в рамках специальных интерактивных форматов на протяжении всей программы, студенты Executive MBA разбираются и осознают свои поведенческие паттерны и коммуникативные предрасположенности, учатся понимать и осознанно управлять своим восприятием и поведением в различных ситуациях. Одним из ключевых эффектов лидерского стрима, основанного на новом, более глубоком понимании самого себя, является переосмысление студентами своих жизненных целей, а также стратегий ответов на возникающие жизненные вызовы.
Приглашаем вас на программу Executive MBA, если вам необходимы ответы в рамках личных целей и вызовов, если нужно определить паттерны нового мироустройства и выстроить стратегию устойчивого развития бизнеса в нем, найти партнеров и в целом получить точки опоры в карьере и бизнесе через формирование глобального мышления.