Вместе с аудиторией профессор искал ответ на вопрос: «Этическое лидерство: а как еще?» во время конференции «Leadership day. Управление непредвиденным», организованной Центром развития лидерства Школы управления СКОЛКОВО.
В своем выступлении Андрей Шаронов поделился основными тезисами, касающимися темы этического лидерства в целом и в том, что касается конкретно российских особенностей.
Универсальность лидерства
Лидерство относится к тем категориям, которых реально не существует, уверен Шаронов.
Его нельзя потрогать, как любовь, дружбу, отношения – их нельзя потрогать. Об этом все говорят, но объективно этого не существует, поэтому каждый понимает это по-своему.
Несмотря на то, что лидерство часто ассоциируется с наличием положения, статуса, это понятие на самом деле не связано с «формальными» полномочиями. Лидером можно стать при определенных обстоятельствах, считает эксперт.
Лидерство возникает или может возникнуть у любого человека – когда возникает задача, с которой он не может справиться в одиночку. Возникает страсть. Страсть – это важный показатель реального лидерства, это не просто желание, которое вас не сильно беспокоит. Это страсть, которая не дает вам жить, и это как раз, на мой взгляд, пробуждает то, что называют харизмой.
Важно учесть, что лидерство предполагает наличие сторонников, последователей, так что это состояние, которого невозможно достичь в одиночку.
Лидер не равно менеджер
Лидером может быть человек, который не наделен официально статусом, полномочиями по отношению к группе людей, который не является их начальником. Точно так же статус лидера не может просто исчезнуть со снятием таблички на двери.
Наличие общей цели
Признание лидерства неразрывно связано в понимании последователя с целью. Лидером признают человека, чья цель оказывается близка по мировосприятию.
Этика важна для лидера
Лидерство подразумевает влияние, то есть происходит воздействие на психологический, ценностный мир человека. Настоящее лидерство связано с завоеванием интереса человека. Это можно сделать, только апеллируя к его ценностному миру, а одно из базовых определений ценностей – мотивирующие цели. Именно они могут заставить человека предпринимать сверхусилия.
Мораль
Важные критерии конструкта этического лидерства – моральный человек, моральная персона, моральный менеджер и предприниматель.
Этическая персона – это личность, это человек, это демонстрация этических принципов мной как человеком: как я веду себя в любой ситуации, в том числе не связанной с моим бизнесом. Этический менеджер – это мое проявление как руководителя, как управленца в данной ситуации, когда я не просто демонстрирую этическое поведение, а я требую это от своих подчиненных. Это важная развилка, точнее, две составляющих: я должен сам демонстрировать этическое поведение и я должен требовать этого от своих коллег.
Исследования подтверждают: если в компании есть этический кодекс, который не соблюдается, то ситуация с корпоративным цинизмом будет гораздо хуже, чем если бы этого этического кодекса не было. Таким образом, если нет гарантий, что руководитель будет выполнять правила, то лучше их не принимать вовсе.
Особенности российской действительности в контексте этического лидерства
Российские особенности, связанные со склонностью или несклонностью россиян к этическому лидерству, придают развитию этого направления свои нюансы.
Ряд исследователей обращает внимание на наличие традиций, элементов культуры – российских, советских и снова российских, – которые не близки модели этического лидерства.
Среди факторов, которые отмечаются, например, климат. Жизнь в зонах рискованного земледелия порождает культуру спешки, культуру упования «на авось». Огромная территория страны также подразумевает появление своих особенностей. Помимо этого накладывается исторический фактор – в советских традициях, по словам Шаронова, также были проявлены такие понятия, как обезличенный коллективизм, склонность к жестокости; превосходство общественного над частным, а также относительный взгляд на мораль и наличие двойных стандартов. Эти составляющие не могут существовать в парадигме этического лидерства.
Как следствие для российской действительности оказываются гораздо более актуальны операционные, а не харизматические качества. Российская среда может быть исторически неблагоприятна для этического лидерства в силу культурных особенностей, делает вывод Шаронов.
В подтверждение этого спикер привел данные исследования GLOBE, которое показало, что российские менеджеры в основном характеризуются высоким уровнем ориентации на команду и самозащиту, при этом такие показатели, как ценности и харизма управления – вторичны.
***
Статью подготовила Вера Макарова