Это означает, что коммерческая медицина и посещение частных клиник постепенно становятся все более обыденными для россиян, которые готовы тратить деньги на лечение и профилактику.
На сегодняшний день в России существует целый ряд предпосылок для развития направления, а именно:
- сокращение доли государственных лечебных учреждений на рынке с увеличением в них процента платных услуг;
- привыкание населения к платной медицинской помощи в определенных ситуациях;
- значительный рост качественной частной медицины;
- сложности с доступностью и скоростью получения бесплатного медобслуживания в некоторых регионах;
- увеличение продолжительности жизни в России при относительно высоком уровне заболеваемости населения.
В 2023 году, по данным «РБК Исследования рынков», прирост количества сетевых частных медицинских клиник по сравнению с 2022 годом составил 16%, или 499 учреждений в абсолютном выражении. И в 2022 году прирост являлся крайне существенным – 1000 новых медицинских учреждений. Клиники по-прежнему закрываются, но в целом прогноз развития этого бизнеса остается позитивным на следующие несколько лет.
В таком ландшафте сохраняется устойчивый интерес врачей, предпринимателей и инвесторов к открытию медицинского бизнеса, который помимо общих управленческих задач старта предпринимательского проекта имеет и ряд специфических требований. Эксперты рынка рекомендуют сосредоточиться на определенном алгоритме действий, провести анализ ситуации и запланировать ряд обязательных важных решений, которые необходимо принять до того, как предпринимать конкретные действия по созданию бизнеса.
В сегодняшнем мире пациентоцентричности и ценностно-ориентированного подхода сложно построить работающую бизнес-модель без ответа на первичный вопрос «Кто мой клиент и что он хочет получить от сервиса?». Отсюда логично следует необходимость понимания, что ему уже предлагают конкуренты, где должно быть территориально целесообразное расположение вашей клиники, и в итоге появится ответ на основной вопрос «Какой продукт нужен клиенту?». Именно на основании этих данных моделируются два следующих блока бизнес-модели:
- Какие ресурсы и процессы должны быть созданы, чтобы продукт был доставлен клиенту?
- Какова финансовая модель инвестиций и получения прибыли в этой конструкции?
Ответы на эти вопросы помогут выбрать модель и формат клиники: частный кабинет, узкопрофильная клиника, диагностический центр, многопрофильная клиника.
Следующий шаг – подготовка бизнес-плана с просчетом и пониманием дальнейшего алгоритма действий. Этот этап довольно универсален для разных видов бизнеса, хотя и требует опоры на конкретные аналитические данные.
Далее – конкретные шаги по открытию клиники в соответствии со специфическими требованиями законодательства к медицинской отрасли.
- Регистрация. ИП или ООО – в зависимости от масштабов планируемого бизнеса. Важно выбрать соответствующий код ОКВЭД и систему налогообложения (общая, упрощенная или патент). Открытие расчетного счета в банке. Если проект партнерский, то именно на этом этапе необходимо четко определить условия сотрудничества (вклад, роли, ответственность, риски, стратегия выхода).
- В зависимости от выбранного формата клиники (диагностический центр, много- или узкопрофильная клиника, частный кабинет) существуют разные требования к помещению клиники, его оборудованию и последующему лицензированию. Исходя из этих вводных, рассчитывается бюджет и подбирается (строится или ремонтируется) помещение, затем оснащается необходимым оборудованием. На этой стадии важно скрупулезно разобраться в юридических требованиях, чтобы правильно подготовить клинику к проверкам Роспотребнадзора, Росздравнадзора и к открытию. До получения лицензии не требуется нанимать весь персонал клиники, но есть требование к необходимому минимуму. Для грамотного прохождения процесса лицензирования удобнее и быстрее пригласить эксперта, который поможет в подготовке помещения и документов, а также грамотно оформит запросы в соответствующие инстанции.
- Обязательный этап – прохождение государственного лицензирования. Лицензирование состоит из получения санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора и оформления лицензии на ведение медицинской деятельности в Росздравнадзоре.
- Запуск бизнеса. Разработка детального портфеля услуг, выработка ценовой политики, разработка платформы бренда, коммуникационной стратегии для привлечения клиентов, набор и развитие команды и культуры, решение всех партнерских и логистических вопросов. И, конечно, стадия реализации всех этих решений и эффективного регулярного менеджмента.