Современные технологии развиваются с невероятной скоростью, меняя не только производственные процессы, но и сами профессии. Специальности, которые существовали десятилетиями, трансформируются до неузнаваемости. Переводчики становятся не нужны, журналисты сливаются с блогерами, и даже врачи, чья профессия казалась вечной, сталкиваются с серьезными вызовами. Если — к чему все идет — искусственный интеллект будет ставить диагнозы точнее, чем среднестатистический доктор, то ключевой компетенцией терапевта в поликлинике станет вовсе не то, что составляет основное содержание учебного плана в медицинских вузах. И это при условии, что сами поликлиники не исчезнут.
Скорость и непредсказуемость изменений означает одно: современное высшее образование не может быть узкоспециализированным
В индустриальную эпоху узкая прикладная специализация могла быть преимуществом: выпускника не надо было доучивать, он сразу мог выполнять четко определенные трудовые функции. Но сейчас главное конкурентное преимущество сотрудника — способность быстро учиться, адаптируясь к турбулентной ситуации.
Образование, позволяющее развить эту способность, должно быть интеллектуально трудоемким (чтобы развить когнитивные навыки и работоспособность) и фундаментальным (чтобы иметь базу, над которой можно быстро надстроить различные, актуальные в данный момент компетенции). Изучение фундаментальных дисциплин — от теоретической физики и математики до философии и социальной теории — приобретает непосредственный прикладной смысл.
Сложность задач и важность междисциплинарности
Новые виды занятости, приходящие на смену традиционным, часто называют новыми профессиями. Эта формулировка не совсем точная: новые рабочие места не вписываются в прокрустово ложе любых профессиональных классификаций. Компаниям все чаще требуются люди, способные трудиться на стыке разных областей, — чтобы убедиться в этом, достаточно почитать актуальные описания вакансий.
Реальная работа имеет комплексный характер. Для создания устойчивой инфраструктуры городов, например, требуются знания в области урбанистики, инженерии, экономики, социологии, антропологии, культуры и т. д. Широкий кругозор и навыки работы в междисциплинарных командах необходимы не только тем, кто отвечает за генплан, но и тем, кто решает локальные задачи; однако чем выше уровень человека в корпоративной иерархии, тем важнее для него способность сводить воедино различные взгляды и картины мира.
Самое важное для людей, принимающих решения в XXI веке, — уметь справляться с так называемыми «коварными проблемами», то есть задачами, выходящими за любые устойчивые дисциплинарные рамки и неподвластными алгоритмам
Здесь-то и проявляется ценность междисциплинарного образования. До какой-то степени все образовательные программы междисциплинарны, ведь студенты непременно изучают несколько предметов, но важна радикальная междисциплинарность, предельно широкое образование, в котором не существует различия между профильными и непрофильными предметами — теми, которые раньше важно было изучать для выбранной специальности и теми, к которым можно было отнестись формально. Такое образование не только позволяет научиться решать комплексные задачи и занять «свою» вакансию с неожиданным сочетанием компетенций, но и увеличивает адаптивность, позволяет легче переквалифицироваться при изменении конъюнктуры.
Читать материал полностью на forbes.ru