25 мая 2021
Статья

Шесть важных качеств лидера в 2021 году

Какие качества необходимы в 2021 году, чтобы стать успешным управленцем? На этот вопрос отвечает директор программы МВА СКОЛКОВО Андрей Шапенко.
Шесть важных качеств лидера в 2021 году

В 2000-х я четыре раза менял работу и с каждым переходом увеличивал зарплату в полтора-два раза. Потому что я такой великий? Нет. Потому что ВВП России рос тогда со скоростью 10 % за год, и банально везде нужны были новые люди. В 2020 году мировая экономика сократилась на 4,3 %: для управленца или предпринимателя это значит, что увеличить свой «пирог» можно, только с боем отщипнув кусок у другого или у себя самого, — пожертвовав временем, которое раньше уходило на увлечения и отдых. Сегодня компании, которая приглашает на работу нового управленца, в первую очередь нужен результат и конкретный опыт конкретных проектов, а уже потом все остальное. И вот какие шесть качеств сегодня однозначно нужны управленцу.

Качество № 1: умение быть руководителем на любой должности

Тенденция, которая сегодня очевидна на рынке, — это «уплощение» менеджмента. Если раньше в некоторых компаниях было до 20 «грейдов» (например, от помощника бурильщика до СЕО), то сейчас норма — всего 4—5 уровней. Такой процесс запустили даже самые крупные компании, а особенно сильные сокращения произошли в автомобильной отрасли, гостиничном бизнесе, нефтегазовом и строительном секторах. 

Сейчас каждый человек в команде становится индивидуальной «боевой единицей». Он работает самостоятельно и должен отвечать за то, что делает. Остаются только те, кто приносит ценность. Поэтому если вы ищете работу, пропустите слова «стрессоустойчивый и эффективный» — лучше расскажите в резюме, что вы реально сделали и каких показателей добились на прошлом рабочем месте. 

Качество № 2: талант мотивировать людей даже онлайн

Twitter и Facebook — лишь малый пример компаний, которые решили оставить удаленку для сотрудников, даже если снимут карантинные ограничения. Гибридная модель, когда часть команды работает из офиса, часть — из дома, оказалась не такой уж неудобной. Но она сильно меняет коммуникацию: сотрудников больше не получится контролировать на 100 %. Власть руководителя уже не определяется высотой спинки его кресла и размером кабинета: в любой момент подчиненные могут сослаться на плохую связь, отключиться или в рамках портфельной занятости взять еще две-три халтурки. Поэтому роль нематериальной, внутренней мотивации возрастает многократно: с коллегами теперь должны связывать не только общие рабочие задачи, но и понимание смысла того, что вы вместе делаете. 

Качество № 3: способность быстро переучиваться 

Сегодня очень важно уметь выпрыгивать из привычной колеи, преодолевать страх перемен. К успеху приходят те, кто все время пробует что-то новое: смотрит, что получается, слышит обратную связь и решает, как действовать дальше. Нужно учитывать разные точки зрения, реагировать на них: не только смотреть на мир через свой фильтр, но и понимать, что фильтры бывают разные. 

Любопытно, что тренд «переучиваться» актуален и для людей, и для продуктов, в том числе образовательных. Например, наша программа MBA сейчас меняется: она становится более гибкой, персонализированной. Внешняя среда сильно влияет на график и обстоятельства жизни людей, и в бизнес-школе СКОЛКОВО мы тоже подстраиваем образовательный процесс под эти изменения. 

Качество № 4: эмпатия к сотрудникам

Исследование американского психолога и писателя Дэниела Гоулмана показало, что эмоциональный интеллект дает значительные преимущества в построении эффективного руководства. Он включает в себя желание менять мир вокруг, уверенность в себе, адаптивность и эмпатию. 

Эксперты сходятся во мнении, что сегодня именно эмпатия становится одной из ключевых характеристик руководителя. Люди не любят работать с идеальными машинами без страха и упрека — это немного страшно. Руководителю нужно уметь показывать, что ничто человеческое ему не чуждо. Эпоха авторитарного стиля руководства постепенно уходит: только человечный лидер может сформировать сильную эмоциональную связь в команде, которая поддержит сотрудников в непростые времена, на сложных проектах. 

Качество № 5: ответственность за свои слова

Тут есть важное уточнение: эмоциональный интеллект, эмпатия, гибкость — все это хорошо. Но иногда хочется напомнить: «Ребята, делайте то, что обещали, не срывайте дедлайны!» Помните: организованность, ответственность и внимание к срокам никогда не перестанут быть в тренде.

Качество № 6: готовность меняться

Когда я только начинал исследовать тему лидерства, одним из главных вопросов был такой: лидерами рождаются или становятся? Отличный ответ дал наш профессор Стивен ДеКрей, последние 20 лет создающий образовательные программы по лидерству в лучших мировых бизнес-школах. Он сказал: «Знаешь, все великие лидеры сначала родились, а потом стали таковыми». В этом много мудрости: лидерство — как спорт. Кому-то многое дано от природы, и он, не сильно тренируясь, первое время обгоняет остальных. Но тот, у кого удачных условий на старте было меньше, за счет длительных тренировок и дисциплины в конце концов опередит того, кто ничего не делал. Ключевой инструмент лидера — его личность. У каждого есть определенный багаж, сформированный на генетическом уровне и в детстве, но на этой базе можно конструировать новую идентичность, становясь со временем человеком, который «пробуждает сердца других людей». 

(0)
(0)

Читайте также

Мы используем файлы cookie чтобы сделать сайт еще удобнее для Вас. Оставаясь с нами, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie